Сделать энергорынок конкурентным. Один в поле воин - «Новости - Энергетики»
В рамках Недели российского бизнеса, организованной РСПП, председатель правления «НП Совет рынка» Максим Быстров в ходе участия в круглом столе «Конкуренция как источник повышения эффективности производства электроэнергии и тепловой энергии» рассказал о факторах, сдерживающих развитие конкуренции
В рамках Недели российского бизнеса, организованной РСПП, председатель правления «НП Совет рынка» Максим Быстров в ходе участия в круглом столе «Конкуренция как источник повышения эффективности производства электроэнергии и тепловой энергии» рассказал о факторах, сдерживающих развитие конкуренции на оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ).
По мнению Быстрова, заметный вклад в ограничение конкуренции на оптовом рынке вносит сохранение сетевых ограничений, препятствующих перетокам мощности между регионами.
«Мы периодически видим это на примере Сибири, которая при запирании сечений делится на две части: в Восточной Сибири формируются нулевые цены, а в Западной – высокие», — пояснил он.
Предправления регулятора отметил, что грамотное развитие сетевой инфраструктуры может оказаться не менее действенным способом развития конкуренции, чем строительство новых генерирующих мощностей.
Он также добавил, что, безусловно, одним из самых часто упоминаемых факторов, ограничивающих конкуренцию на ОРЭМ, являются большие объемы нерыночных обременений на рынке мощности.
По подсчетам «Совета рынка,» к 2024 году суммарный объем нерыночных надбавок может составить уже 660 млрд рублей.
«Коллеги, это безумная цифра», — заявил Быстров.
Говоря о том, как сделать «неконкурентное конкурентным», он подчеркнул, что в части конкурса ВИЭ-генерации – это может быть единый технологически нейтральный конкурсный отбор по критерию одноставочной цены. Модернизация ТЭС в ценовых зонах – это конкуренция проектов. Модернизация и новое строительство в неценовых зонах и на Дальнем Востоке тоже, по мнению предправления «Совета рынка», должны осуществляться в виде конкурентного отбора инвестпроектов.
Кроме того, отметил он, конкуренцию ограничивает и отсутствие действенных механизмов вывода из эксплуатации неэффективных мощностей. Решением может стать уточнение текущей процедуры.
«Надо определиться, каким образом и за чей счет проводить замещающие мероприятия и прийти к единому алгоритму принятия подобных решений», — отметил Максим Быстров.
Помимо этого, он отдельно выделил проблему особых условий функционирования оптового рынка на территории отдельных субъектов РФ.
Также он сказал, что внутри самого оптового рынка можно настроить текущие механизмы так, чтобы повысить конкуренцию там, где она уже есть. И, прежде всего, это оптимизация процедуры выбора состава включенного генерирующего оборудования (ВСВГО), так как именно эта процедура во многом определяет то, как пройдут торги на рынке на сутки вперед (РСВ).
«Исполнительному аппарату Совета рынка часто предъявляются претензии по поводу того, что мы недостаточно активно реформируем процедуру ВСВГО. Однако хочу сказать, что мы провели большое количество расчетов, много раз выносили данную тему на заседания наблюдательного совета и столкнулись с тем, что участники рынка не проявляют активного желания добиться усиления конкуренции в этом сегменте. Так что, если мы хотим все-таки изменить порядок, в процессе необходимо более активно участвовать органам государственной власти – ФАС, Минэнерго России, Минэкономразвития», — добавил он.
Максим Быстров напомнил, что теме конкуренции на рознице была в 2016 году посвящена ежегодная конференция «Совета рынка»
По мнению Быстрова, заметный вклад в ограничение конкуренции на оптовом рынке вносит сохранение сетевых ограничений, препятствующих перетокам мощности между регионами.
«Мы периодически видим это на примере Сибири, которая при запирании сечений делится на две части: в Восточной Сибири формируются нулевые цены, а в Западной – высокие», — пояснил он.
Предправления регулятора отметил, что грамотное развитие сетевой инфраструктуры может оказаться не менее действенным способом развития конкуренции, чем строительство новых генерирующих мощностей.
Он также добавил, что, безусловно, одним из самых часто упоминаемых факторов, ограничивающих конкуренцию на ОРЭМ, являются большие объемы нерыночных обременений на рынке мощности.
По подсчетам «Совета рынка,» к 2024 году суммарный объем нерыночных надбавок может составить уже 660 млрд рублей.
«Несмотря на то, что государство всегда декларирует конкуренцию, рынок все равно рассматривается им как «квазибюджетное» финансирование, которыми удобней оперировать, чем бюджетными деньгами»
«Коллеги, это безумная цифра», — заявил Быстров.
Говоря о том, как сделать «неконкурентное конкурентным», он подчеркнул, что в части конкурса ВИЭ-генерации – это может быть единый технологически нейтральный конкурсный отбор по критерию одноставочной цены. Модернизация ТЭС в ценовых зонах – это конкуренция проектов. Модернизация и новое строительство в неценовых зонах и на Дальнем Востоке тоже, по мнению предправления «Совета рынка», должны осуществляться в виде конкурентного отбора инвестпроектов.
Кроме того, отметил он, конкуренцию ограничивает и отсутствие действенных механизмов вывода из эксплуатации неэффективных мощностей. Решением может стать уточнение текущей процедуры.
«Надо определиться, каким образом и за чей счет проводить замещающие мероприятия и прийти к единому алгоритму принятия подобных решений», — отметил Максим Быстров.
Помимо этого, он отдельно выделил проблему особых условий функционирования оптового рынка на территории отдельных субъектов РФ.
«Все хотят покупать электроэнергию по регулируемым договорам, забывая о том, что саму эту возможность создает рынок. В итоге, если все регионы окажутся в РД, рынок закончится, и на этом преференции тоже закончатся, потому что некому будет субсидировать субсидируемых. Поэтому, конечно, нужно четко определить сроки и порядок перехода таких регионов обратно в рынок, чтобы не было иллюзий, что там можно остаться навсегда».
Также он сказал, что внутри самого оптового рынка можно настроить текущие механизмы так, чтобы повысить конкуренцию там, где она уже есть. И, прежде всего, это оптимизация процедуры выбора состава включенного генерирующего оборудования (ВСВГО), так как именно эта процедура во многом определяет то, как пройдут торги на рынке на сутки вперед (РСВ).
«Исполнительному аппарату Совета рынка часто предъявляются претензии по поводу того, что мы недостаточно активно реформируем процедуру ВСВГО. Однако хочу сказать, что мы провели большое количество расчетов, много раз выносили данную тему на заседания наблюдательного совета и столкнулись с тем, что участники рынка не проявляют активного желания добиться усиления конкуренции в этом сегменте. Так что, если мы хотим все-таки изменить порядок, в процессе необходимо более активно участвовать органам государственной власти – ФАС, Минэнерго России, Минэкономразвития», — добавил он.
Максим Быстров напомнил, что теме конкуренции на рознице была в 2016 году посвящена ежегодная конференция «Совета рынка»
«Приоритеты рыночной электроэнергетики в России».
«Большого стремления к конкуренции на рознице по итогам конференции мы не увидели. Мне кажется, что в этом направлении Совет рынка исчерпал свой ресурс. Да, мы можем придумать все, что угодно, поддержать экспертно, но для того, чтобы дело сдвинулось, им должны заняться федеральный органы исполнительной власти. Мы все посчитаем и напишем, но решить эту проблему «Совет рынка» в одиночку не в состоянии».
«Большого стремления к конкуренции на рознице по итогам конференции мы не увидели. Мне кажется, что в этом направлении Совет рынка исчерпал свой ресурс. Да, мы можем придумать все, что угодно, поддержать экспертно, но для того, чтобы дело сдвинулось, им должны заняться федеральный органы исполнительной власти. Мы все посчитаем и напишем, но решить эту проблему «Совет рынка» в одиночку не в состоянии».
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Смотрите также
из категории "Недвижимость"