Сирия: передел нефтетранзита? - «Новости - Энергетики» » Экономические новости.
Экономические новости. » Экономические новости » Недвижимость » Сирия: передел нефтетранзита? - «Новости - Энергетики»
Сирия: передел нефтетранзита? - «Новости - Энергетики»
Развитие ситуации в Сирии и, параллельно, в Ливане непосредственно влияет на тенденции на мировом нефтяном рынке. А также на снабжение нефтью региона Евросоюза. Через Сирию проходят два транзитных нефтепровода из Ирака. А выходят они на порты Сирии, Ливана и Израиля. Эта нефть потребляется в
Сирия: передел нефтетранзита? - «Новости - Энергетики»
Развитие ситуации в Сирии и, параллельно, в Ливане непосредственно влияет на тенденции на мировом нефтяном рынке. А также на снабжение нефтью региона Евросоюза. Через Сирию проходят два транзитных нефтепровода из Ирака. А выходят они на порты Сирии, Ливана и Израиля. Эта нефть потребляется в основном в регионе ЕС, а упомянутые маршруты – кратчайший и самый дешевый путь доставки иракской нефти в Европу.

Еще со времен Хафиза Асада Дамаск отказывается согласовывать свои нефтетранзитные тарифы с западными компаниями. Хотя в период правления в Ираке режима Баас (1958–2003 годы) сирийские и иракские власти, несмотря на конфликтные взаимоотношения, согласовывали друг с другом как объемы перекачки иракской нефти по этим направлениям, так и расценки на ее транзит. Со времени свержения Саддама Хусейна Дамаск по-прежнему назначает свои тарифы на перекачку нефти из Ирака, отказываясь идти на ценовые уступки западным и израильским компаниям. Эти тарифы, заметим, остаются одними из максимальных в ближне- и средневосточном регионе.

Через Сирию из Ирака идет нефтепровод к Средиземному морю – самый короткий нефтяной путь из Ирака и с Аравийского полуострова в Европу. Правда, используется он редко, потому что Сирия установила высокую цену за использование этого нефтепровода. Если же иракская нефть, в случае успешной интервенции в Сирии, хлынет в Европу, мировые нефтяные цены ускорят падение.

Кроме того, преобладание Сирии и Ливана в транзите иракского черного золота невыгодно Турции, так как доля нефтепроводов из Ирака в турецкие восточносредиземноморские порты составляет самое большое 25% в объеме нефтетранзита из Ирака. То есть подавляющая часть этого транзита приходится на сирийскую территорию.
Важны и планы развития этой системы: в ходе переговоров в конце марта в Дамаске министров энергетики и нефтяной промышленности Сирии, Ирана и Ирака были одобрены проекты расширения экспорта не только иракских, но и иранских нефти и газа через территорию Сирии и ее средиземноморские порты. Для чего планируется прежде всего использовать действующие транзитные трубопроводы. А также построить новый газопровод Иран–Ирак–Сирия–Греция с ответвлением в Республику Кипр.
Реализация этих планов, во-первых, может ускорить экономико-политическое сближение Ирака с Сирией и Ираном. А во-вторых, повысит и без того важную роль Сирии на европейском рынке нефти и газа. А с учетом и без того важной роли транссирийских нефтепроводов контроль за нефте- и газотранзитной политикой Дамаска представляется весьма актуальной задачей.
Характерно в этой связи и то, что наиболее напряженная ситуация в Сирии уже который месяц – в городе Хомс. Случайно или нет, но именно из Хомса расходятся ответвления от одного из транссирийских нефтепроводов к ливанским портам. А также в израильскую Хайфу. Так или иначе, но диверсии на этих артериях именно в Сирии становятся более частыми.

Подобная ситуация здесь уже складывалась в сороковых – начале пятидесятых годов прошлого века. Тогда были построены нефтепроводы из Ирака к Средиземноморью через Сирию, Ливан и Израиль. Но в то время Сирия и Ливан находились под протекторатом Франции, а Израиль, Ирак и Иордания контролировались Великобританией. Но, когда в середине сороковых годов Иордания, Сирия, Ливан и Израиль получили независимость, западные державы попытались отторгнуть в свою пользу эти нефтепроводы и порты. Объединив их в некую нефтетранзитную международную зону под управлением США, Великобритании и Франции – подобно британско-французской экстерриториальной зоне по обоим берегам Суэцкого канала в период тридцатых – середины пятидесятых годов.
Власти Израиля и даже прежние – малосамостоятельные – режимы в Бейруте, Дамаске, Аммане и Багдаде выступили против этих планов. Со временем политическая обстановка в регионе кардинально изменилась, но, скорее всего, проекты подобного рода не сданы в архив.
Причем осуществлению таких проектов в свое время оказывал противодействие Советский Союз. Так, во время войны в 1967 году израильское командование планировало уничтожить на территории Сирии нефтепроводы из Ирака к сирийским и ливанским портам. Советская сторона предупредила Вашингтон и Тель-Авив о последствиях этой акции, и Тель-Авив вынужден был «отступить». Вдобавок с помощью советских и иракских разведчиков были обезврежены диверсионные группы Израиля и «братьев-мусульман» вблизи этих трубопроводов и портов. Аналогичные проекты вынашивались в ходе войны 1973 года, но им снова помешали Москва и Багдад…

Алексей Чичкин

{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


       
Экономические новости