Всенародные грабли – 2013 - «Новости - Энергетики» » Экономические новости.
Экономические новости. » Экономические новости » Недвижимость » Всенародные грабли – 2013 - «Новости - Энергетики»
Всенародные грабли – 2013 - «Новости - Энергетики»
По данным Росстата, рост коммунальной нагрузки на граждан повторяется в РФ каждый послевыборный год. На фоне общего замедления с 2000-х годов темпы роста платежей в ЖКХ ускорялись в 2005 и 2009 годах при почти отсутствующей (за вычетом инфляции) динамике роста цен в производстве и распределении

Всенародные грабли – 2013 - «Новости - Энергетики»
По данным Росстата, рост коммунальной нагрузки на граждан повторяется в РФ каждый послевыборный год.

 


На фоне общего замедления с 2000-х годов темпы роста платежей в ЖКХ ускорялись в 2005 и 2009 годах при почти отсутствующей (за вычетом инфляции) динамике роста цен в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды в зажатых тарифными ограничениями ресурсоснабжающих организациях отрасли. Рост платежей на 30% в 2005-м и свыше чем на 25% в 2009 году вызвал массовые протесты в начале 2006 и 2010 годов – и вмешательство правительства в регулирование цен в ЖКХ. В 2006-м такие полномочия получила ФСТ, в 2010 году переданный с подачи Минрегиона муниципалитетам контроль тарифов ЖКХ пришлось возвращать на уровень регионов.


 


В 2013 году коммунальные услуги в некоторых регионах подорожали многократно, в некоторых городах на 225%. Белому дому сегодня предлагается полностью повторить алгоритм 2010 года, при этом желательно было бы обойтись без митингов под лозунгами «Оплати услуги ЖКХ и сдохни». В среднем по стране в течение года рост коммунальных платежей не должен превышать 6% – таков наказ правительству и региональным властям президента Владимира Путина, потребовавшего «выстроить такую систему платежей, которая не била бы людей как обухом по голове».


 


Но полностью избежать протестных акций не удалось. В феврале на митинги против подорожания услуг ЖКХ выходили жители Мурманска, Нижнекамска, Вологды, Бийска и других городов. Волна акций протеста, спровоцированных ростом тарифов ЖКХ, прошла в регионах под лозунгами с социальными требованиями. Февральский протест хоть был и небурный, но при этом имел всероссийский охват. Акции прошли в целом ряде городов в разные дни и были организованы различными силами, между собой не координировавшимися. В феврале крупные акции состоялись в Барнауле, Новосибирске, Пензе. В Москве «Социальный марш» в поддержку прав москвичей собрал больше тысячи человек. В Рязани 31 января несколько сотен человек митинговали против роста тарифов ЖКХ, организовывали митинг РПР-ПАРНАС и «Другая Россия». В Казани аналогичный по численности и лозунгам митинг 11 февраля провела КПРФ. В Челябинской области в городе Аргаяш пенсионеры митинговали 12 февраля, в результате их пустили в здание администрации и обещали решить проблему с ростом тарифов. В Санкт-Петербурге одиночные пикеты у Смольного 19 февраля организовала партия «Яблоко», а в Кандалакше Мурманской области пенсионеры и коммунисты протестовали 24 февраля, причем, согласно сообщению сайта B-Port.Com, людей на центральной городской площади собралось больше, чем на новогодние гулянья. В Липецке митинг 25 февраля организовало движение «Русские», на него опять-таки пришли в основном пенсионеры.


 


Угрозы в таком виде протеста для власти нет, пока этот протест не будет подхвачен какой-либо серьезной политической силой. И власть в лице администрации президента реагирует на социальный протест не то что оперативно, а быстро и сразу. Кадровые решения, последовавшие в течение одной недели после совещаний, проведенных президентом, лучшее тому подтверждение. Лишились своих постов министр энергетики и ЖКХ Мурманской области Геннадий Микичура, вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Козырев, министр регионального развития Алтая Юрий Сорокин и председатель комитета по тарифам Алтая Сергей Романов.


 


Премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил своему заместителю Дмитрию Козаку принять меры по ограничению среднегодовых тарифов на услуги ЖКХ в пределах 6% в текущем году по сравнению с предыдущими 12 месяцами.


 


«Проверьте правомерность принятых решений об установлении размера платы за жилищные услуги на 2013 год. Особое внимание обратите на необходимость безусловного выполнения требований к процедуре проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в целях установления платы за жилое помещение», – подчеркивается в поручении Медведева. Что называется, хватились.


 


Однако у Минрегиона РФ уже есть идея, как стимулировать экономию в сфере ЖКХ: ведомство предлагает каждые полгода начиная с 2014-го поднимать на 10% платежи за услуги ЖКХ для жильцов, не установивших счетчики на горячую и холодную воду, отопление и электричество. Уже с конца 2015 года стоимость услуг для них должна вырасти на 60%. Так министерство хочет подтолкнуть рынок ЖКХ к полному переходу на приборы учета.


 


Дмитрий Булгаков, аналитик «Дойче банка»

 


– В конце февраля президент России Владимир Путин обсудил с чиновниками ситуацию вокруг роста тарифов на ЖКУ и заявил, что этот рост не должен превышать 6%.


Я считаю, что к данному заявлению нужно относиться с определенной осторожностью, потому что слова президента могут иметь отчасти и пиар-компоненту. Некоторые социологи наблюдают падение политических рейтингов, и, возможно, для того, чтобы продемонстрировать работу по сдерживанию роста тарифов ЖКХ для населения, а это тема, которая является социально чувствительной, начинают обращаться к таким назревшим и перезревшим проблемам.


 


На мой взгляд, когда речь идет о 6% роста по платежам конечных потребителей, то основной целью таких предостережений являются управляющие компании, а не ресурсоснабжающие организации, поставляющие тепло, электроэнергию и газ. В платежной квитанции, помимо сборов в пользу ресурсоснабжающих организаций, есть еще и значительный компонент, связанный с обслуживанием и ремонтом жилья, общего имущества, уборкой и прочим. Из-за того что тарифы на основные виды энергоносителей и услуг ЖКХ регулируются федеральной и региональной властью напрямую или косвенно и их структура себестоимости находится под надзором регулятора, то самое непрозрачное звено, на мой взгляд, с точки зрения себестоимости – это, наверное, управляющие компании.


 


Также нельзя не обратить внимания, что в перечне правительственных поручений, подписанных заместителем председателя правительства Дмитрием Козаком 7 марта, во втором полугодии 2013 года допускается рост тарифов и значительно выше 6%. В документе говорится, что рост во втором полугодии допускается не более чем на 12%. Далее следует нюанс: указанные ограничения не распространяются на муниципальные образования с преобладанием в структуре совокупного платежа платы за услуги по электро- и газоснабжению. В данном случае допускается прирост платы до 15%. Это в 2,5 раза больше, чем 6%. Таким образом, 6% – это цифра во многом условная. Она присутствует, но с определенными оговорками.


 


6% – это ограничение роста платы граждан за коммунальные услуги в 2013 году по сравнению с декабрем 2012 года. Это очень важный нюанс, поскольку в четвертом квартале (и в декабре) 2012 года средневзвешенный тариф был выше, чем в первой половине 2012-го (из-за индексации тарифов в середине года). И если сравнивать рост среднего тарифа год к году, то в 2013 году мы можем скорее всего получить двухзначный рост (возможно, ближе к 12–15%). Соответственно, в формулировке «не более 6% по сравнению с декабрем» нужно учитывать достаточно высокую базу конца прошлого года.


 


Что касается эффекта для электроэнергетического комплекса, на мой взгляд, эти 6%, по теории, не должны затронуть энергокомпании и скорее всего не должны привести к дальнейшему ограничению или пересмотру тарифных решений по сетям, теплу и т.д. В этих секторах тарифы регулируются, кроме того, для производителей тепла или электроэнергии, использующих газ в качестве топлива, значительная доля себестоимости (до 70% и больше) составляет стоимость газа. При росте тарифа на газ на 15% в год (следующая индексация ожидается в июле 2013 года) пропорциональное ограничение стоимости роста тарифов на тепло или электроэнергию 6% год к году представляется маловероятным. Если правительство действительно хочет притормозить рост тарифов ЖКХ, оно должно снизить рост цены на газ.


 


Еще один способ сдерживать рост тарифов – начать ограничивать инвестпрограммы в отрасли. У сетей (ФСК, МРСК, ТСО), госгенераторов (Росэнергоатом, «РусГидро») инвестиционные программы очень значительны и скорее всего могут быть существенно оптимизированы. По некоторым оценкам, до 65% тарифа ФСК составляет инвестиционный компонент. И эта пропорция может превысить к 2017 году 80%. В условиях, когда есть много вопросов к эффективности расходования этих средств, удельных расходов, строительству дублирующих или ненужных мощностей, правительство, если оно хочет сдержать тарифы, должно обратить внимание на эффективность инвестпрограмм.


 


6% убьют капитализацию энергетического сектора


После заявления президента о необходимости сдерживания роста тарифов ЖКХ на уровне 6% есть веские основания ожидать ощутимого удара по энергетической отрасли.


 


Аналогичная история уже происходила: в начале 2011 года правительство решило законодательно ограничить темпы роста энерготарифов до 15%. Это привело к тому, что портфельные инвесторы сбежали из сектора, обрушив капитализацию российских электроэнергетических компаний.




Отраслевой индекс MICEX Power Index (ММВБ-энергетика) показывает падение почти в два раза с пиковых значений в начале 2011 года. Падение индекса в первой половине 2012 года было спровоцировано подготовкой проекта Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части ограничения предельно допустимого роста тарифов естественных монополий и жилищно-коммунальных услуг для населения уровнем инфляции». Новые предложения по сдерживанию роста тарифов вновь обещают ударить по отрасли, уверены эксперты: на этот раз пострадают не электрогенераторы, а производители тепла (ТГК). 


 


MICEX PWR (MICEX Power Index) – индекс акций компаний энергетической отрасли. Отраслевые индексы представляют собой ценовые взвешенные по рыночной капитализации индексы наиболее ликвидных акций российских эмитентов, допущенных к обращению на Московской бирже.


 


 


На основе обзора материалов региональной прессы,


не нашедших отражения в повестке федеральных СМИ, 


 подготовил Андрей Агафонов


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


       
Экономические новости
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика