ВРЕМЯ РЕШИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ - «Новости - Энергетики»
В этом году у Петербургского экономического форума особый смысл: он является одним из знаковых событий российского председательства в «Группе двадцати». Широкое внедрение передовых технологий, определяющих качество жизни, финансирование инвестиций, в том числе в человека и прежде всего в человека, в развитие социальной сферы, создание производств с высокой добавленной стоимостью, а значит, создание новых эффективных, современных рабочих мест. Все это приоритеты российского председательства в рамках «Большой двадцатки», это приоритеты и нашей внутренней социально-экономической политики.
Время требует от нас решительных действий. Неслучайно именно такая формула стала девизом нынешнего Санкт-Петербургского экономического форума. Для нас задача номер один – это создание в России условий для устойчивого экономического роста. Много лет мы жили в ситуации бурного, почти непрерывного повышения цен на наши основные экспортные товары, что позволяло отечественным компаниям, да и государству покрывать высокие издержки.
Теперь такого фактора больше нет, как и нет легких решений, нет волшебной палочки, которая могла бы разом изменить положение дел.
Экономический рост должен базироваться на трех китах: увеличение производительности труда, инвестиций и инноваций. И прогресс по всем направлениям возможен только через снижение издержек финансовых, управленческих, инфраструктурных, через развитие человеческого капитала и создание в полном смысле конкурентоспособных условий для ведения бизнеса.
Сегодня в инфляции, в том числе и в инфляционных ожиданиях, велика доля так называемого «немонетарного фактора», а проще говоря, тарифной ее составляющей. Опережающий рост тарифов стал самостоятельным и значимым фактором раскручивания инфляции и реальным фактором торможения экономики, роста издержек и потери конкурентоспособности наших производителей. Очевидно, что тарифы больше не могут расти такими же темпами, как и прежде.
В этой связи хочу вас проинформировать о принятом решении: рост регулируемых тарифов инфраструктурных монополий будет ограничен и не должен быть выше фактической инфляции прошлого года. Такой порядок будет зафиксирован на пять лет начиная с 2014 года. При этом мы все прекрасно понимаем, что конечная цена для потребителя, например, электроэнергии или для грузоотправителя не ограничивается только регулируемыми тарифами.
При принятии тарифных решений необходимо в обязательном порядке учитывать мнение потребителей. Процедура должна быть строго регламентирована, чтобы все не ограничивалось только благими пожеланиями. Для этого предлагаю создать советы потребителей при Федеральной службе по тарифам, при инфраструктурных монополиях и региональных энергетических комиссиях.
Инфраструктурные проекты
Мы уже давно дискутируем о возможности использования наших финансовых резервов. Одним из них являются ресурсы Фонда национального благосостояния. Эти средства должны работать на российскую экономику и на будущие поколения. Их нельзя растрачивать по мелочам, разменивать на несуществующие программы, а следует направлять на такие проекты, которые меняют облик страны, открывают новые перспективы для развития.
Поэтому мы приняли еще одно очень важное решение – вложить 450 млрд. рублей в окупаемые инфраструктурные проекты, вложить, разумеется, на возвратной основе. В целом в проекты на территории нашей страны будет проинвестировано до половины средств Фонда национального благосостояния.
Ключевое условие – оценка жизнеспособности и эффективности проекта частным бизнесом, то есть софинансирование с его стороны. Знаю, что интерес инвесторов к инфраструктурным проектам очень большой, особенно если государство готово обеспечить гарантии, минимизировать риски и выступить соинвестором.
Какие это проекты? Во-первых, это высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва–Казань. По сути, она станет пилотным участком маршрута, который соединит Центр, Поволжье и Уральский экономический район.
Второе, это центральная кольцевая автомобильная дорога, которая фактически будет заново проложена по территории Московской области и по районам Новой Москвы. Участки трассы пройдут на расстоянии 30–70 км от Московской кольцевой автомобильной дороги. По сути, центральная кольцевая автомобильная дорога – это новый проект, который изменит всю логистику перевозок в европейской части Российской Федерации, свяжет центральные регионы страны, даст им новые возможности для развития, позволит разгрузить Москву от транзита, улучшить транспортную и экологическую обстановку самой столицы.
И наконец, мы намерены, и это третий проект, кардинально модернизировать Транссибирскую магистраль, расширить ее пропускную способность. Отмечу, что Транссиб – одна из самых длинных железных дорог в мире: почти 10 тыс. км. Прямой железнодорожный путь через Евразию станет ключевой артерией между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Мы даем мощный импульс развитию Дальнего Востока и Сибири. Наша транспортная инфраструктура вплотную подходит к быстрорастущим азиатским рынкам.
Он предусматривает поставки нефти в течение 25 лет в объеме до 46 млн. тонн ежегодно. Оценочная сумма контракта в текущих рыночных параметрах является абсолютно беспрецедентной – 270 млрд. долларов.
О госкомпаниях
Отдельно хотел бы сказать о госкомпаниях. Именно по качеству их работы инвесторы часто судят о качестве управления в стране в целом. Мы намерены усилить регулирующую роль государства в принадлежащих ему компаниях, установить менеджменту четкие показатели деятельности, включающие в том числе капитализацию компаний и возврат на капитал. По итогам выполнения этих показателей будем принимать решение о награждении либо о наказании, имея в виду и кадровые решения.
Разумеется, никакое регулирование, никакие показатели эффективности не заменят главного – конкуренции. Независимо от права собственности на компанию преференции в экономике, в нормальной рыночной экономике, недопустимы. Надо создать конкурентную среду на рынке товаров и услуг как внутреннем, так и внешнем, как для частных, так и для государственных компаний.
Как первый шаг в сфере, где прежде конкуренция казалась невозможной, предлагаем поэтапно снижать ограничения на экспорт сжиженного газа. Открывающееся окно возможностей Азиатско-Тихоокеанского рынка с ожидаемым удвоением потребления СПГ позволяет нам принять решение о постепенной либерализации экспорта сжиженного природного газа. Это создаст условия для того, чтобы полностью использовать потенциал добычи газа на шельфе и прибрежных территориях.
С удовлетворением отмечаю: подписаны на полях форума соглашения об экспорте СПГ. Так, одна из наших компаний, НОВАТЭК, заключила соглашение с Китайской национальной нефтяной корпорацией о сотрудничестве в рамках проекта «Ямал СПГ». Соглашение предусматривает как приобретение китайской стороной 20-процентной доли участия в «Ямал СПГ», так и заключение долгосрочного контракта на поставку сжиженного природного газа в Китай. Газпром также готовится к подписанию контрактов для поставок газа в Японию и Китайскую Народную Республику.
Судебная реформа и амнистия
В целях обеспечения единых подходов к разрешению споров с участием как граждан, так и организаций, а также споров с органами государственной власти и органами местного самоуправления предлагаю объединить Верховный суд Российской Федерации и Высший арбитражный суд, для чего будет необходимо внести поправки в Конституцию России.
Сам проект закона будет внесен в парламент в ближайшее время.
Месяц назад состоялась встреча с представителями ведущих деловых объединений страны. Тогда было высказано предложение объявить амнистию по так называемым экономическим составам, тем более что российское законодательство радикально за последнее время изменилось и многие люди просто не были бы осуждены, если бы действовали современные правовые нормы.
Проект постановления об амнистии доработан деловым сообществом и депутатами Государственной думы. С этим проектом считаю возможным согласиться и прошу Государственную думу его рассмотреть и поддержать. Рассчитываю, что это будет сделано в сжатые сроки, еще до летних каникул.
Развитие государства возможно только при условии общественного уважения к частной собственности, к ценностям экономической свободы и предпринимательского труда и успеха.
Из выступления на пленарном заседании ПМЭФ. Санкт-Петербург, 21 июня 2013 года