Вторичный энергоресурс - «Новости - Энергетики» » Экономические новости.
Экономические новости. » Экономические новости » Недвижимость » Вторичный энергоресурс - «Новости - Энергетики»
Вторичный энергоресурс - «Новости - Энергетики»
Одной из основных тенденций современного развития экономики и экологии в Российской Федерации является активизация вовлечения отходов производства и потребления в производство новых товаров (продукции). Отработанные масла являются одновременно отходом производства и отходом потребления.


Вторичный энергоресурс - «Новости - Энергетики»
Одной из основных тенденций современного развития экономики и экологии в Российской Федерации является активизация вовлечения отходов производства и потребления в производство новых товаров (продукции). Отработанные масла являются одновременно отходом производства и отходом потребления.

Отработанные масла являются отходом производства, образовываясь, например, при производстве металлопроката в прокатных станах металлургических комбинатов (ОАО «Северсталь» и др.) и при перевозках пассажиров автотранспортом (ОАО «Мосгортранс» и др.). Отработанные масла являются отходом потребления при образовании у конечных потребителей, таких как автолюбители, которые меняют масла в своих гаражах (в РФ около 30 млн. легковых автомобилей в личном пользовании граждан, и, по опросам, около половины автолюбителей меняют масла в своих автомобилях самостоятельно).


Кроме того, отработанные масла образуются в сфере услуг – на предприятиях технического обслуживания и ремонта (автосервисы), которые оказывают услуги по замене масел (в Москве насчитывается более 2440 предприятий технического обслуживания и ремонта).



В целом об объемах образования и сбора отработанных масел и основных способах их использования можно судить по данным Росстата за 2012 год, представленных на рис.



1. Примечательно, что в РФ исторически сложилось так, что отработанные масла по своему информационно-правовому статусу обладают дуализмом и являются одновременно нефтепродуктом и отходом. Поэтому регламентация обращения отработанных масел осуществляется основными нормативными правовыми актами: Техническим регламентом Таможенного союза «О требованиях к смазочным материалам, маслам и смазкам», разработанным Минэнерго России, и Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» (в редакции ФЗ No 169-ФЗ от 29.12.2000, No 15-ФЗ от 10.01.2003, No 122-ФЗ от 22.08.2004), изменения разрабатываются Минприроды России.



Технический регламент Таможенного союза «О требованиях к смазочным материалам, маслам и смазкам» уже принят, но вступает в действие с 1 марта 2014 года. Законотворческая работа над изменениями к Федеральному закону «Об отходах производства и потребления» продолжается, и его принятие запланировано в 2014 году с последующим вводом в действие в 2015 году. В рамках готовящихся изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» на производителей смазочных материалов планируется возложить расширенную ответственность по обеспечению утилизации отработанных масел. Для выполнения расширенной ответственности производителям предлагаются альтернативные пути: первый – самостоятельный сбор и утилизация отработанных масел и второй – уплата экологического взноса в Государственный фонд обращения с отходами потребления.


 


С организационно-технической точки зрения наиболее прост для выполнения второй путь, но он полностью исключает получение дополнительного дохода.



При выборе первого пути у производителей смазочных материалов появляется возможность извлечения прибыли от реализации новых нефтепродуктов, получаемых из отработанных масел. Анализ сложившейся отечественной и мировой практики утилизации (переработки) отработанных масел позволяет выделить два основных направления их утилизации по целевому продукту: масляное направление, когда из отработанных масел получают базовые масла, которые вовлекаются в производство смазочных материалов, и топливное направление, когда получают жидкие нефтяные топлива для получения энергии.



Наибольший синергетический эффект наблюдается при утилизации (переработке) отработанных масел по топливной направленности, когда из отработанных масел производится судовое топливо, соответствующее требованиям Технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (ТР ТС 013/2011), которое по показателям качества соответствует топливу III экологического класса (евро III). федеральный закон предписывает более широкое использование в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов, к которым можно отнести отработанные масла, исходя из определения вторичного энергетического ресурса, приведенного в п. 2 ст. 1 (вторичный энергетический ресурс – энергетический ресурс, полученный в виде отходов производства и потребления или побочных продуктов в результате осуществления технологического процесса или использования оборудования, функциональное назначение которого не связано с производством соответствующего вида энергетического ресурса).



Анализ использования отработанных масел в РФ (рис.1) показывает, что около 17% утилизируется путем использования в качестве котельно-печного топлива, напрямую сжигаемого в котельных установках, печах промышленного и коммунального предназначения.



Потребителей смазочных материалов и эксплуатантов различных печей.

В мире существуют апробированные технологии, позволяющие в промышленном масштабе переработать отработанные масла по вышеназванным направлениям в высокомаржинальные нефтепродукты с минимальным ущербом для окружающей среды, то есть с минимальным образованием отходов утилизации. Учитывая, что стоимость этих технологий сопоставима со стоимостью мини-НПЗ, реализация этого направления возможна крупным инвестором или нефтяной компанией, производящей смазочные материалы.


 


Необходимо отметить, что наряду с вышеназванными нормативными правовыми актами вопросы использования отходов в качестве вторичных энергетических ресурсов регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 23 ноября 2009 года No 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот (обогревателей) применять этот способ использования отработанных масел стимулирует низкий уровень затрат, представленный на рис.2. Печи (котлы, горелки и другие мобильные отопительные установки) для отопления помещений на отработанном масле как отечественного, так и зарубежного производства популярны среди владельцев станций технического обслуживания и ремонта (автосервисов) и автотранспортных предприятий, ибо в этом случае появляется положительный экономический эффект: свои помещения отапливаются практически бесплатно, так как не нужно покупать топливо; накапливающиеся отработанные масла не нужно вывозить или организовывать их хранение; автономная система отопления вполне самостоятельна и независима.



Но возникает ряд проблемных вопросов, которые, как правило, не решаются эксплуатантами печей, использующими отработанные масла в качестве топлива: для мобильных отопительных установок нет и нельзя предусмотреть адекватных и сравнительно дешевых средств очистки отходящих газов, так называемых скрубберов; необходима разработка комплекта разрешительных документов (разрешение на выбросы, соответствующий проект нормативов образования, размещение лимитов отходов и др.), поскольку без соблюдения должных мер безопасности использование этих печей может быть экологически опасным.



Для подтверждения этого вывода показательны результаты испытаний в РУП «БелНИЦ «Экология», которые установили, что наибольшей теплотой сгорания обладают отработанные масла группы МИО (масла индустриальные отработанные) – 42 524 кДж/кг, на втором месте отработанные масла группы ММО (масла моторные отработанные) – 40 603 кДж/кг и на третьем месте группа СНО (смесь отработанных нефтепродуктов) – 39 426 кДж/кг. Полученные результаты сопоставимы с теплотой сгорания жидких нефтяных топлив, но необходимо учитывать два важных факта: состав жидкого нефтяного топлива определяет уровень выбросов и влияет на процессы озоления, вызывающего различные технические проблемы в камерах сгорания. По своему составу отработанные масла представляют собой смесь, состоящую из базового масла, остатков присадок и различных загрязняющих веществ.



В результате прямого сгорания отработанных масел в отходящих газах возникают загрязняющие вещества.



Анализ результатов испытаний, а также сравнение их с данными для других видов топлив позволяет сделать два вывода. Первый: при сжигании отработанных масел основными загрязняющими веществами в выбросах в атмосферу являются СО, SO2 и предельные углеводороды С1–С19.



И второй: наибольший негативный экологический эффект наблюдается при сжигании отработанных масел группы СНО, второе место занимают отработанные масла группы ММО.



Наименьшие выбросы загрязняющих веществ характерны для отработанных масел группы МИО.



При прямом сжигании отработанных масел в котельных установках, промышленных печах и печах коммунально-бытового предназначения наблюдаются повышенные выбросы загрязняющих веществ в отходящих газах, что приводит к превышению предельно допустимых концентраций и в целом не способствует нормализации экологической обстановки в районах функционирования хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих вышеназванные печи.



Поэтому в Техническом регламенте Таможенного союза «О требованиях к смазочным материалам, маслам и смазкам» были приняты положения о запрете смешения отработанных масел с нефтью (газовым конденсатом), бензином, керосином, топливом (дизельным, судовым, котельно-печным, мазутом) с целью получения топлива, предназначенного для энергетических установок, за исключением случаев, разрешенных компетентными органами государств – членов Таможенного союза в области природопользования и охраны окружающей среды. В РФ таким органом является Росприроднадзор.



Исходя из вышеизложенного, единственным энергоэффективным и экологически безопасным путем утилизации (переработки) отработанных масел является их сбор производителем смазочных материалов с последующей утилизацией (переработкой) в судовое топливо, что позволит сохранить экологическую безопасность окружающей среды.


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


       
Экономические новости
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика