Тарифный пит-стоп - «Новости - Энергетики»
По подсчетам Минэкономразвития, в следующем году выпадающие доходы у «Газпрома» составят 32,6 млрд. рублей, у сетевых организаций в электроэнергетике – 18,8 млрд. рублей, у РЖД – 77,4 млрд. рублей. Инвестпрограммы монополистов сократятся на 17 млрд., 16 млрд. и 61,9 млрд. рублей соответственно.
Реакции
Министерство финансов поддержало инициативу, Минтранс – против, Минэнерго предложило индексировать тарифы в пределах инфляции. Госмонополии по-разному отреагировали на известие об урезании своих доходов. Так, глава ОАО «Россети» Олег Бударгин заявил, что заморозка тарифов создает дополнительные стимулы для повышения эффективности и развития электросетевого комплекса. Решение руководства страны, по его словам, позволит максимально сосредоточить усилия компании на повышении эффективности и сокращении издержек. Президент РЖД Владимир Якунин, напротив, сетовал, что инвестпрограмма компании при предполагаемом замораживании тарифов в 2014 году сократится вчетверо (по другим оценкам – всемеро, план – 389 млрд. рублей). Кроме того, «Российским железным дорогам» придется отказаться от размещения инфраструктурных облигаций. Прочие монополии воздержались от немедленных комментариев. Впрочем, спустя несколько дней «Газпром» посчитал, что из-за заморозки тарифов и их увеличениятолько на размер инфляции в последующие два года наше национальное достояние недополучит 510 млрд. рублей выручки.
Совет производителей энергии отметил, что ограничение роста тарифов может потребовать изменения нормативно-правовой базы тарифного и инвестиционного регулирования.
За счет чего будут экономить?
«Россети» из-за заморозки тарифов проведут дополнительный анализ инвестиционных программ ДЗО «на предмет обоснованности принимаемых технических решений, соответствия перспективному развитию электроэнергетики в субъектах РФ, а также необходимости синхронизации инвестиционных программ распределительных компаний и ФСК». Особое внимание также будет уделено ужесточению финансового контроля при реализации инвестиционных проектов, сообщила компания. Приоритет среди финансируемых за счет тарифных источников проектов будут иметь программы, связанные непосредственно с надежным и качественным электроснабжением потребителей, направленные на формирование аварийно-восстановительного запаса, реконструкцию, техническое перевооружение и т.д. Операционные затраты «дочек» будут снижены в том числе за счет сокращения расходов на аппарат управления, сообщила компания. «Недопустимо, чтобы оптимизация проводилась за счет сокращения численности производственного персонала», – подчеркивается в официальном сообщении сетевого гиганта.
РЖД, напротив, начала жаловаться на то, что предстоит урезать человеческие ресурсы и сферу безопасности. Компания заявила, что ей придется сократить расходы на оплату труда сотрудников на 40 млрд. рублей. Сэкономить можно двумя способами: сократить более 62 тыс. сотрудников (около 5% персонала) или перевести на неполную рабочую неделю 370 тыс. сотрудников (30% персонала). 53,2 млрд. рублей компания может сэкономить на ремонте железнодорожной инфраструктуры, что, несомненно, отразится на безопасности перевозок. «Газпром», оценив перспективы, сообщил, что под угрозой сокращения около 300 тыс. рабочих мест.
Не исключено, что госмонополии попросят субсидию или иные компенсации из бюджета. Однако тот же Владимир Якунин, предполагая такую возможность, сразу оговорился, что денег в бюджете нет.
Одно из направлений, на котором компании смогут сэкономить, – это инвестпрограммы. Они должны быть обеспечены финансированием. По мнению экспертов, эта статья расходов крупных компаний может быть существенно оптимизирована, в том числе за счет более эффективного расходования средств, отказа от необоснованных капвложений, использования внутренних резервов самих монополий или пересмотра сроков выполнения различных инвестиционных проектов. Однако, как заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, инвестпрограммы инфраструктурных монополий не должны существенно пострадать: нужно «искать источники». И предложил правительству оказать им в этом посильную поддержку.
На что повлияет заморозка тарифов
Предполагается, что отказ от индексации тарифов хорошо отразится на российской экономике. Цены будут расти медленнее, что уменьшит инфляцию. По мнению Министерства финансов, от реализации принятого решения можно ожидать снижения уровня инфляции на 0,5–1 процентный пункт. По расчетам Минэкономразвития, отрасли сэкономят на тарифах 125 млрд. рублей, население – 23 млрд. рублей. Благодаря отказу от индексации тарифов экономика должна оказаться в выигрыше: темпы роста ВВП вместо ожидавшихся ранее 2,8% ускорятся до 3%. Но это ничтожно мало для нашей огромной страны.
Для сфер, являющихся потребителями услуг и продукции российских монополий, замораживание тарифов на год позволит получить дополнительную прибыль при сохранении текущих затрат, что, в свою очередь, даст возможность инвестировать в развитие бизнеса. Например, стоимость газа напрямую влияет на цену электроэнергии на ОРЭМ. Однако на стоимости электричества для населения заморозка тарифов «Газпрома» практически не скажется.
Не ту проблему решают
Ручное регулирование тарифов – тема древняя, как мир, и болезненная, как невылеченный зуб. Для развития компаниям нужны деньги, деньги собираются с потребителей и покупателей. Первые жалуются на отсутствие средств, необходимых на обновление, развитие и инвестиции, а также плохую платежную дисциплину и высокие налоги. Последние – на постоянный рост стоимости продукции и услуг. Эффективность расходования средств монополий всегда вызывает сомнения в обоснованности: о бонусах и «парашютах» топ-менеджеров ходят легенды, история с закупкой планшетного компьютера для главы «Газпрома» за 120 млн. рублей облетела весь Интернет, а расследования Навального о несоответствии доходов и расходов чиновников и глав монополий собирают тысячи комментариев и порождают собственные дознания пользователей Интернета.
Отсутствие конкуренции является ключевой проблемой для многих отраслей российской экономики, вынужденных взаимодействовать с монополистами. Работа над стабилизацией тарифов должна быть системной и долгосрочной, их снижение не может происходить по