Ни горячо, ни холодно - «Новости - Энергетики»
главный редактор
Решение отказаться от ежегодной индексации тарифов естественных монополий на 2014 год является, пожалуй, одним из самых радикальных экономических решений последних лет.
Переход к таргетированию инфляции, о котором Центральный банк начал говорить еще до кризиса 2008 года, как раз и предполагает, что тарифная составляющая инфляции должна быть существенно снижена. Нет сомнения, что в случае принятия такой меры темпы роста инфляции при прочих равных могут снизиться до уровня 4–5%, которые как раз заложены в новом прогнозе правительства на 2014 год. Однако сам по себе этот шаг вызывает целый ряд вопросов, как и его последствия для экономического роста.
Очевидно, что замедление инфляции окажет позитивный эффект на потребление как через собственно замедление инфляции, так и через снижение процентных ставок. Замедление темпа роста цен позволит ЦБ снизить ставки уже в следующем году, что приведет и к снижению ставок на рынке. Это сделает сбережения еще менее привлекательными и одновременно поддержит спрос на кредиты. Иными словами, темпы роста потребления вновь могут превзойти ожидания.
Тем не менее такой сценарий реализуется только в отсутствие изменений в мировой экономике, что не слишком вероятно. Может так получиться, что решение о заморозке тарифов не приведет к значительному снижению ставок и инфляции.
Даже если и будет положительный монетарный эффект, то главным все же является вопрос о влиянии этой меры на экономический рост. К сожалению, есть большие опасения, что на фоне ускорения потребления темпы роста инвестиций могут либо сократиться, либо вообще уйти в отрицательную плоскость. Заморозка тарифов – это выпадение доходов из бюджета естественных монополий, и, судя по публикациям, главной жертвой может оказаться РЖД.
Безусловно, в теории такая мера должна стимулировать монополистов к оптимизации расходов и повышению производительности труда. Но по факту не очень понятно, будут ли у правительства необходимые рычаги для влияния на принятие правильных решений. Наиболее простым выходом из ситуации будет, конечно, урезание инвестиционных программ. Во-первых, это позволяет не принимать болезненных решений по поводу сокращения числа сотрудников или снижения их зарплат; во-вторых, недофинансирование инвестиций будет хорошим аргументом, чтобы вернуться к обсуждению индексации тарифов к 2015 году. Таким образом, инвестиционные планы естественных монополий без жесткого контроля в ответ за замораживание тарифов могут подвергнуть сильной корректировке.
Что касается компаний, потребляющих продукцию естественных монополий, для них заморозка тарифов, безусловно, является хорошей новостью. Опять-таки в теории, такая мера могла бы позволить ускорить инвестиционный рост, так как расходы этих компаний будет меньше, а прибыль больше. Но поскольку заморозка будет действовать только один год, то, скорее всего, инвестиционного эффекта не будет. Компании просто используют увеличение прибыли либо на текущие расходы, либо на выплаты дивидендов. Только в случае, если рост тарифов прекратится на протяженный период, скажем 2-3 года, можно говорить об этой мере как о факторе поддержки инвестиций. Косвенно о низком эффекте для роста говорит и очень скромная переоценка темпов роста 2014 года на уровне Министерства экономического развития – его прогноз роста пересмотрен лишь с 2,8 до 3,0%.
Возможен, конечно, еще один вариант. Тарифы заморозят, но естественным монополиям выделят деньги из бюджета. Например, из Фонда национального благосостояния. В этом случае инвестиции не сократятся, но тогда и инфляция не замедлится.
Само по себе новаторское предложение в сочетании с мерами контроля над расходами естественных монополий может иметь позитивный эффект для роста, но без таких мер приведет к замедлению инфляции на фоне ослабления темпов роста.