Дальневосточники поймали ветер - «Новости - Энергетики» » Экономические новости.
Экономические новости. » Экономические новости » Недвижимость » Дальневосточники поймали ветер - «Новости - Энергетики»
Дальневосточники поймали ветер - «Новости - Энергетики»
Алексей Каплун Заместитель генерального директора по стратегии и инвестициям «РАО ЭС Востока» Покана оптовом рынке подводятся итоги первых конкурсов для солнечных, ветряных электростанций и малых ГЭС, ОАО «РАО Энергетические системы Востока» активно создает на Дальнем Востоке собственные «зеленые»

Дальневосточники поймали ветер - «Новости - Энергетики»
Алексей Каплун
Заместитель генерального директора по стратегии и инвестициям «РАО ЭС Востока»

 


Покана оптовом рынке подводятся итоги первых конкурсов для солнечных, ветряных электростанций и малых ГЭС, ОАО «РАО Энергетические системы Востока» активно создает на Дальнем Востоке собственные «зеленые» мощности. Компания намерена строить в изолированных энергорайонах ветро-дизельные комплексы и солнечные электростанции, которые позволят снизить зависимость от сверхдорогой дизельной генерации. О первом опыте и об убедительных планах – в интервью заместителя генерального директора по стратегии и инвестициям «РАО ЭС Востока» Алексея Каплуна.

ЭНЕРГОПОЛИС: Алексей Александрович, вы начали осваивать возобновляемые источники энергии раньше других крупных энергокомпаний. Чем это обусловлено?



Алексей Каплун: Это обусловлено прежде всего экономической целесообразностью. Дело в том, что энерго­снабжение в изолированных районах Дальнего Востока ведется от дизельных электростанций (ДЭС). Затраты на закупку и завоз дизельного топлива по всему ДФО составляют порядка 9 млрд рублей в год, причем эта цифра постоянно растет. Это астрономическая сумма, учитывая, что речь идет о чуть более чем 500 ДЭС суммарной установленной мощностью около 670 МВт. А по прогнозу Мин­экономразвития, через десять лет дизельное топливо будет в два с половиной раза дороже, чем сейчас.



Возобновляемые источники энергии (ВИЭ) – хорошая замена дорогостоящему дизтопливу: в затратах «зеленых» станций топливная составляющая стремится к нулю. Таким образом, частично замещая дизельную генерацию, можно не только возвращать вложенные средства, но и сдерживать рост тарифов на энергию. Чем мы и занимаемся.

ЭП: Но самое главное в возобновляемой энергетике – наличие природного потенциала. Он есть на Дальнем Востоке?



АК: Дальний Восток – крайне перспективный регион для развития возоб­новляемой энергетики. Результаты нашего совместного с IFC исследования потенциала ВИЭ на Дальнем Востоке подтвердили: он исключительный, причем и в части солнца – в Якутии и в Приморье, и в части ветра – вдоль всего побережья морей Северного Ледовитого и Тихого океанов. Благодаря этой работе мы сегодня обладаем полным сводом информации по тому, в каких районах внедрение технологий солнечной, ветровой генерации, мини-ГЭС и биоэнергетики может дать нужный нам экономический эффект.

ЭП: Я знаю, что у компании уже есть опыт по части ВИЭ – несколько солнечных и ветровых станций. Расскажите о них.



АК: Верно, «РАО ЭС Востока» уже получило опыт эксплуатации «зеленой» энергетики. Компания заключила соглашения о развитии ВИЭ с тремя регионами: с Якутией, Камчатским и Приморским краями. Дочерняя структура «РАО ЭС Востока» «Сахаэнерго» построила четыре солнечные станции общей мощностью 90 кВт в Якутии, сейчас ведет работы по установке ветро­энергетической установки. Другая дочерняя структура – «Передвижная энергетика» – в августе запустила промышленный объект в области ветрогенерации – ветро-дизельный комплекс на Командорских островах, а в сентябре – ветроэнергетическую установку в Усть-Камчатске.



Камчатский регион выбран не случайно: среднегодовая скорость ветра на Камчатке превышает 7–8 м/с, а на Командорских островах – 10 м/с. Это в два раза выше, чем на континентальных площадках Германии и Дании, которые входят в число лидеров ветроэнергетики. Благодаря этому потенциалу мы рассчитываем на высокий коэффициент использования установленной мощности ветряков. В частности, наш комплекс на Командорских островах позволит заместить до 50% среднегодовой выработки местных дизельных мощностей, что даст возможность сэкономить 350 тонн топлива, или 12,5 млн рублей в год в ценах 2013 года.

ЭП: Как же вы строили на этих островах? Неужели там была соответствующая инфраструктура?



ак: В том то и дело, что нет. Нам пришлось очень тщательно подбирать оборудование, чтобы, во-первых, иметь возможность его доставить, а во-вторых, должным образом смонтировать. На помощь пришел мировой опыт – в процессе исследования рынка мы столкнулись с интересной продукцией французской фирмы Vergnet, предназначенной как раз для монтажа на малонаселенных островах. Это оборудование легко транспортировать в контейнерах, а для монтажа не требуется тяжелая строительная техника: ветряк собирается на земле, после чего приводится в вертикальное положение с помощью лебедки. Два ветроагрегата мощностью 275 кВт каждый мы и смонтировали на острове.

ЭП: Отдельный вопрос по сопряжению ветрогенераторов с дизельной станцией. Инженеры говорят, что задача эта не из простых: поток энергии от ветрогенератора очень нестабилен, расшатывает систему.



АК: Да, мы были в курсе этой проблемы. В 1997 году на тех же Командорских островах были установлены два ветроагрегата Micon, подаренные острову Данией (эта щедрость объясняется тем, что именно здесь захоронен великий географический исследователь и уроженец Королевства Дания Витус Беринг). Эти ветро­агрегаты так и не вышли на проектную мощность из-за проблемы, о которой вы говорите: не было должным образом обеспечено сопряжение, и их работа дестабилизировала локальную энергосистему. Но теперь распределением нагрузки между ВЭС и ДЭС занимается автоматика (АСУ ВДК), а балластную нагрузку, сглаживающую колебания в сети, дает электробойлер, подключенный к системе центрального отопления поселка. Так избыточная энергия ветра конвертируется в тепло, а мы получаем максимальное использование ветропотенциала.

ЭП: Какие планы у Холдинга «РАО ЭС Востока» по развитию ВИЭ?



АК: Сегодня мы имеем достаточно прозрачную экономическую модель по возврату инвестиций, вложенных в подобные проекты ВИЭ. Нам не нужно специального тарифа, как это делается в соответствии с новыми нормативными актами в зоне оптового рынка. Нам достаточно того, чтобы на региональном уровне была закреплена договоренность о сохранении топливной составляющей в тарифе ДЭС на период окупаемости проекта. Такой подход делает наши проекты интересными и для финансовых организаций (поскольку механизм возврата инвестиций весьма прозрачен), и для региональных властей (поскольку мы готовы снижать тарифы после завершения проекта). В рамках Холдинга ОАО «РусГидро» мы завершаем формирование программы развития ВИЭ, и сейчас могу сказать, что речь идет о сотнях населенных пунктов. Наша цель – добиться введения 60 МВт генерации ВИЭ до 2016 года и удвоить этот показатель к 2020-му.

ЭП: Где будут реализовываться эти проекты?



АК: На Камчатке «РАО ЭС Востока» обязалось построить ветро-дизельные комплексы в семи населенных пунктах. Они уже находятся на стадии проектирования. Правительство нам гарантирует возврат инвестиций в строительство через тариф, поскольку внедрение ветроэнергетики позволит в дальнейшем снизить субсидии из регионального бюджета.



Солнечную генерацию на Дальнем Востоке «РАО ЭС Востока» начало развивать в Якутии, причем как в центральных районах, так и за Полярным кругом. Сейчас в республике действует четыре СЭС общей мощностью 90 кВт – в якутских поселках Батамай, Ючюгей, Дулгалах и Куду-Кюэль. Они позволяют экономить от 9,3 до 16,2 тонны дизтоплива в год. При этом стоимость строительства 1 кВт установленной мощности солнечных панелей уже сейчас составляет около 3 тыс. долларов, что вполне конкурентно по отношению к большой тепловой генерации. И мы готовы реализовывать большие проекты по солнцу. Так, до конца 2015 года мы установим солнечную электростанцию мощностью 4 МВт в поселке Батагай – это будет крупнейшая СЭС в России, расположенная за Полярным кругом.



Помимо Якутии и Камчатки, «РАО ЭС Востока» планирует запустить ветро-дизельные комплексы в Хабаровском крае и Сахалинской области, частично реализовать уникальный потенциал по солнечной генерации, которым располагает Приморский край. Также «РАО ЭС Востока» изучает в Дальневосточном федеральном округе и ресурсы энергии биомассы. Компания исследует возможность использования отходов лесопромышленного комплекса, переработки твердых бытовых отходов, осадков бытовых сточных вод и отходов агропромышленного комплекса. Если исследования покажут экономическую эффективность реализации на Дальнем Востоке проектов ВИЭ на основе биомассы, это может стать еще одним направлением развития «зеленой» энергетики в регионе.


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


       
Экономические новости
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика