Дальневосточники поймали ветер - «Новости - Энергетики»
Алексей Каплун
Заместитель генерального директора по стратегии и инвестициям «РАО ЭС Востока»
Покана оптовом рынке подводятся итоги первых конкурсов для солнечных, ветряных электростанций и малых ГЭС, ОАО «РАО Энергетические системы Востока» активно создает на Дальнем Востоке собственные «зеленые» мощности. Компания намерена строить в изолированных энергорайонах ветро-дизельные комплексы и солнечные электростанции, которые позволят снизить зависимость от сверхдорогой дизельной генерации. О первом опыте и об убедительных планах – в интервью заместителя генерального директора по стратегии и инвестициям «РАО ЭС Востока» Алексея Каплуна.
ЭНЕРГОПОЛИС: Алексей Александрович, вы начали осваивать возобновляемые источники энергии раньше других крупных энергокомпаний. Чем это обусловлено?
Алексей Каплун: Это обусловлено прежде всего экономической целесообразностью. Дело в том, что энергоснабжение в изолированных районах Дальнего Востока ведется от дизельных электростанций (ДЭС). Затраты на закупку и завоз дизельного топлива по всему ДФО составляют порядка 9 млрд рублей в год, причем эта цифра постоянно растет. Это астрономическая сумма, учитывая, что речь идет о чуть более чем 500 ДЭС суммарной установленной мощностью около 670 МВт. А по прогнозу Минэкономразвития, через десять лет дизельное топливо будет в два с половиной раза дороже, чем сейчас.
Возобновляемые источники энергии (ВИЭ) – хорошая замена дорогостоящему дизтопливу: в затратах «зеленых» станций топливная составляющая стремится к нулю. Таким образом, частично замещая дизельную генерацию, можно не только возвращать вложенные средства, но и сдерживать рост тарифов на энергию. Чем мы и занимаемся.
ЭП: Но самое главное в возобновляемой энергетике – наличие природного потенциала. Он есть на Дальнем Востоке?
АК: Дальний Восток – крайне перспективный регион для развития возобновляемой энергетики. Результаты нашего совместного с IFC исследования потенциала ВИЭ на Дальнем Востоке подтвердили: он исключительный, причем и в части солнца – в Якутии и в Приморье, и в части ветра – вдоль всего побережья морей Северного Ледовитого и Тихого океанов. Благодаря этой работе мы сегодня обладаем полным сводом информации по тому, в каких районах внедрение технологий солнечной, ветровой генерации, мини-ГЭС и биоэнергетики может дать нужный нам экономический эффект.
ЭП: Я знаю, что у компании уже есть опыт по части ВИЭ – несколько солнечных и ветровых станций. Расскажите о них.
АК: Верно, «РАО ЭС Востока» уже получило опыт эксплуатации «зеленой» энергетики. Компания заключила соглашения о развитии ВИЭ с тремя регионами: с Якутией, Камчатским и Приморским краями. Дочерняя структура «РАО ЭС Востока» «Сахаэнерго» построила четыре солнечные станции общей мощностью 90 кВт в Якутии, сейчас ведет работы по установке ветроэнергетической установки. Другая дочерняя структура – «Передвижная энергетика» – в августе запустила промышленный объект в области ветрогенерации – ветро-дизельный комплекс на Командорских островах, а в сентябре – ветроэнергетическую установку в Усть-Камчатске.
Камчатский регион выбран не случайно: среднегодовая скорость ветра на Камчатке превышает 7–8 м/с, а на Командорских островах – 10 м/с. Это в два раза выше, чем на континентальных площадках Германии и Дании, которые входят в число лидеров ветроэнергетики. Благодаря этому потенциалу мы рассчитываем на высокий коэффициент использования установленной мощности ветряков. В частности, наш комплекс на Командорских островах позволит заместить до 50% среднегодовой выработки местных дизельных мощностей, что даст возможность сэкономить 350 тонн топлива, или 12,5 млн рублей в год в ценах 2013 года.
ЭП: Как же вы строили на этих островах? Неужели там была соответствующая инфраструктура?
ак: В том то и дело, что нет. Нам пришлось очень тщательно подбирать оборудование, чтобы, во-первых, иметь возможность его доставить, а во-вторых, должным образом смонтировать. На помощь пришел мировой опыт – в процессе исследования рынка мы столкнулись с интересной продукцией французской фирмы Vergnet, предназначенной как раз для монтажа на малонаселенных островах. Это оборудование легко транспортировать в контейнерах, а для монтажа не требуется тяжелая строительная техника: ветряк собирается на земле, после чего приводится в вертикальное положение с помощью лебедки. Два ветроагрегата мощностью 275 кВт каждый мы и смонтировали на острове.
ЭП: Отдельный вопрос по сопряжению ветрогенераторов с дизельной станцией. Инженеры говорят, что задача эта не из простых: поток энергии от ветрогенератора очень нестабилен, расшатывает систему.
АК: Да, мы были в курсе этой проблемы. В 1997 году на тех же Командорских островах были установлены два ветроагрегата Micon, подаренные острову Данией (эта щедрость объясняется тем, что именно здесь захоронен великий географический исследователь и уроженец Королевства Дания Витус Беринг). Эти ветроагрегаты так и не вышли на проектную мощность из-за проблемы, о которой вы говорите: не было должным образом обеспечено сопряжение, и их работа дестабилизировала локальную энергосистему. Но теперь распределением нагрузки между ВЭС и ДЭС занимается автоматика (АСУ ВДК), а балластную нагрузку, сглаживающую колебания в сети, дает электробойлер, подключенный к системе центрального отопления поселка. Так избыточная энергия ветра конвертируется в тепло, а мы получаем максимальное использование ветропотенциала.
ЭП: Какие планы у Холдинга «РАО ЭС Востока» по развитию ВИЭ?
АК: Сегодня мы имеем достаточно прозрачную экономическую модель по возврату инвестиций, вложенных в подобные проекты ВИЭ. Нам не нужно специального тарифа, как это делается в соответствии с новыми нормативными актами в зоне оптового рынка. Нам достаточно того, чтобы на региональном уровне была закреплена договоренность о сохранении топливной составляющей в тарифе ДЭС на период окупаемости проекта. Такой подход делает наши проекты интересными и для финансовых организаций (поскольку механизм возврата инвестиций весьма прозрачен), и для региональных властей (поскольку мы готовы снижать тарифы после завершения проекта). В рамках Холдинга ОАО «РусГидро» мы завершаем формирование программы развития ВИЭ, и сейчас могу сказать, что речь идет о сотнях населенных пунктов. Наша цель – добиться введения 60 МВт генерации ВИЭ до 2016 года и удвоить этот показатель к 2020-му.
ЭП: Где будут реализовываться эти проекты?
АК: На Камчатке «РАО ЭС Востока» обязалось построить ветро-дизельные комплексы в семи населенных пунктах. Они уже находятся на стадии проектирования. Правительство нам гарантирует возврат инвестиций в строительство через тариф, поскольку внедрение ветроэнергетики позволит в дальнейшем снизить субсидии из регионального бюджета.
Солнечную генерацию на Дальнем Востоке «РАО ЭС Востока» начало развивать в Якутии, причем как в центральных районах, так и за Полярным кругом. Сейчас в республике действует четыре СЭС общей мощностью 90 кВт – в якутских поселках Батамай, Ючюгей, Дулгалах и Куду-Кюэль. Они позволяют экономить от 9,3 до 16,2 тонны дизтоплива в год. При этом стоимость строительства 1 кВт установленной мощности солнечных панелей уже сейчас составляет около 3 тыс. долларов, что вполне конкурентно по отношению к большой тепловой генерации. И мы готовы реализовывать большие проекты по солнцу. Так, до конца 2015 года мы установим солнечную электростанцию мощностью 4 МВт в поселке Батагай – это будет крупнейшая СЭС в России, расположенная за Полярным кругом.
Помимо Якутии и Камчатки, «РАО ЭС Востока» планирует запустить ветро-дизельные комплексы в Хабаровском крае и Сахалинской области, частично реализовать уникальный потенциал по солнечной генерации, которым располагает Приморский край. Также «РАО ЭС Востока» изучает в Дальневосточном федеральном округе и ресурсы энергии биомассы. Компания исследует возможность использования отходов лесопромышленного комплекса, переработки твердых бытовых отходов, осадков бытовых сточных вод и отходов агропромышленного комплекса. Если исследования покажут экономическую эффективность реализации на Дальнем Востоке проектов ВИЭ на основе биомассы, это может стать еще одним направлением развития «зеленой» энергетики в регионе.