НЕ ЗАМЕРЗАЙ-КА - «Новости - Энергетики»
Наверное, это чисто субъективное, что ничего хорошего со времен СССР в декабре у нас не делалось, а что делалось, то было или бракованным и негодным, или неудачным и ошибочным. Первое, что на ум приходит: «Я устал, я ухожу», и то, что машины, выпущенные с конвейера в декабре, сразу идут в
Наверное, это чисто субъективное, что ничего хорошего со времен СССР в декабре у нас не делалось, а что делалось, то было или бракованным и негодным, или неудачным и ошибочным. Первое, что на ум приходит: «Я устал, я ухожу», и то, что машины, выпущенные с конвейера в декабре, сразу идут в распродажу со скидкой от 20%, а еще упаси вас быть новоселом в квартире, сданной в декабре. В СССР до боя курантов старались «выполнить и перевыполнить», «освоить» и «ввести», «сдать», «принять», а еще отчитаться наверх.
В последних числах декабря прошлого года Минэнерго России, исполняя взятые на себя обязательства «по пяти пунктам программы работы на год» (см. «Энергополис», №5 (69)), подготовило новый пакет поправок в Закон «О теплоснабжении», предусматривающий переход на новую модель рынка тепловой энергии до 2017 года.
Реформа теплоэнергетики России – это не фунт изюма. Масштаб задачи соотносим с реформой РАО ЕЭС, а проблемы сектора и их запущенность, пожалуй, побольше будут.
Возможно, что исходя именно из такой оценки Минэнерго применяет в реформе тепла подход к регулированию, напоминающий реформу электроэнергетики. Но общий подход или «типовые решения» не всегда дают хорошие результаты. А кто назовет реформу электроэнергетики хорошим делом?
Главное в реформе теплоснабжения – это, по мысли Минэнерго, передать роль покупателя тепла и поставщика его населению новому игроку – единой теплоснабжающей организации (ЕТО), которая будет выбирать поставщиков с лучшими ценами, а на сэкономленные деньги ремонтировать сети. Поставщики же возьмутся модернизировать свои котельные, чтобы иметь возможность конкурировать с коллегами. Новая модель рынка тепла должна обеспечить доходность инвестиций, создать рыночные условия в отрасли, дать конкурентоспособные предложения для инвесторов, обеспечив доходность в тепловом бизнесе, сопоставимую с другими возможностями размещения капитала. Изменение тарифного регулирования как способ эффективному участнику рынка получить большую прибыль, чем менее эффективному.
Судя по развернувшейся с первых же дней наступившего года в отрасли дискуссии по поводу того «пакета», предлагаемая схема многим игрокам и участникам рынка представляется несколько надуманной для столь сложной, как российское теплоснабжение, системы. Страна такая у нас. «Знаю я, есть края», где и легче, и дешевле дровами топить, чем везти туда уголь, например, сначала морем, а потом еще сотни верст по бездорожью. А что делать «в селениях темных», где тепло вырабатывается дизельными генераторами и стоит в пятнадцать, например, раз дороже, чем в среднем по стране, но это единственно возможное решение, чтобы согреться там?
Что мы имеем, рассматривая предлагаемые Минэнерго поправки? Рынок генерации профицитный, и главный вопрос сегодня не ввод новых мощностей, а вывод старых, неэффективных. В основном эти старые мощности работают в генерации тепла и отапливают населенные пункты. А сети и теплотрассы? Трудно представить себе такое ЕТО, которое решит поменять магистральные теплосети. Дорогое удовольствие. За счет тарифа модернизацию не осуществить, а хочется, потому что новые технологии в теплоснабжении позволяют терять не более 5%. Модернизация котельных: разница в КПД старых котлов и современных – два раза. Но тут, понятное дело, опять нестыковки, неувязки и любимые грабли. Тарифообразование, когда «затраты плюс» и тепловики не могут обосновать перед региональными комиссиями, каждый год устанавливающими тарифы, свою прибыль. Там, где региональные власти понимают необходимость модернизации котельных и прокладки новых труб, энергетики договариваются, чтобы тариф не снижали. За пять–семь, максимум десять лет вложенные инвестиции можно вернуть, если только региональная власть не сменится.
И все же теплоэнергетика – это социалка или бизнес? Или это социально важный бизнес, контролируемый государством, и модель рынка не столь важна?
Понятно, что универсальных простых решений в российской теплоэнергетике нет. Есть о чем подумать, но думать некогда, потому что, с одной стороны, зима на дворе. Холодно зимой в России, и всем нужно тепло. А с другой стороны, когда номер подписывался в печать, пришла новость, что Минэнерго планирует ввести новую модель рынка тепла РФ в 2014 году. Главное слово тут «планирует» – чтобы в декабре до боя курантов успеть отчитаться.
В последних числах декабря прошлого года Минэнерго России, исполняя взятые на себя обязательства «по пяти пунктам программы работы на год» (см. «Энергополис», №5 (69)), подготовило новый пакет поправок в Закон «О теплоснабжении», предусматривающий переход на новую модель рынка тепловой энергии до 2017 года.
Реформа теплоэнергетики России – это не фунт изюма. Масштаб задачи соотносим с реформой РАО ЕЭС, а проблемы сектора и их запущенность, пожалуй, побольше будут.
Возможно, что исходя именно из такой оценки Минэнерго применяет в реформе тепла подход к регулированию, напоминающий реформу электроэнергетики. Но общий подход или «типовые решения» не всегда дают хорошие результаты. А кто назовет реформу электроэнергетики хорошим делом?
Главное в реформе теплоснабжения – это, по мысли Минэнерго, передать роль покупателя тепла и поставщика его населению новому игроку – единой теплоснабжающей организации (ЕТО), которая будет выбирать поставщиков с лучшими ценами, а на сэкономленные деньги ремонтировать сети. Поставщики же возьмутся модернизировать свои котельные, чтобы иметь возможность конкурировать с коллегами. Новая модель рынка тепла должна обеспечить доходность инвестиций, создать рыночные условия в отрасли, дать конкурентоспособные предложения для инвесторов, обеспечив доходность в тепловом бизнесе, сопоставимую с другими возможностями размещения капитала. Изменение тарифного регулирования как способ эффективному участнику рынка получить большую прибыль, чем менее эффективному.
Судя по развернувшейся с первых же дней наступившего года в отрасли дискуссии по поводу того «пакета», предлагаемая схема многим игрокам и участникам рынка представляется несколько надуманной для столь сложной, как российское теплоснабжение, системы. Страна такая у нас. «Знаю я, есть края», где и легче, и дешевле дровами топить, чем везти туда уголь, например, сначала морем, а потом еще сотни верст по бездорожью. А что делать «в селениях темных», где тепло вырабатывается дизельными генераторами и стоит в пятнадцать, например, раз дороже, чем в среднем по стране, но это единственно возможное решение, чтобы согреться там?
Что мы имеем, рассматривая предлагаемые Минэнерго поправки? Рынок генерации профицитный, и главный вопрос сегодня не ввод новых мощностей, а вывод старых, неэффективных. В основном эти старые мощности работают в генерации тепла и отапливают населенные пункты. А сети и теплотрассы? Трудно представить себе такое ЕТО, которое решит поменять магистральные теплосети. Дорогое удовольствие. За счет тарифа модернизацию не осуществить, а хочется, потому что новые технологии в теплоснабжении позволяют терять не более 5%. Модернизация котельных: разница в КПД старых котлов и современных – два раза. Но тут, понятное дело, опять нестыковки, неувязки и любимые грабли. Тарифообразование, когда «затраты плюс» и тепловики не могут обосновать перед региональными комиссиями, каждый год устанавливающими тарифы, свою прибыль. Там, где региональные власти понимают необходимость модернизации котельных и прокладки новых труб, энергетики договариваются, чтобы тариф не снижали. За пять–семь, максимум десять лет вложенные инвестиции можно вернуть, если только региональная власть не сменится.
И все же теплоэнергетика – это социалка или бизнес? Или это социально важный бизнес, контролируемый государством, и модель рынка не столь важна?
Понятно, что универсальных простых решений в российской теплоэнергетике нет. Есть о чем подумать, но думать некогда, потому что, с одной стороны, зима на дворе. Холодно зимой в России, и всем нужно тепло. А с другой стороны, когда номер подписывался в печать, пришла новость, что Минэнерго планирует ввести новую модель рынка тепла РФ в 2014 году. Главное слово тут «планирует» – чтобы в декабре до боя курантов успеть отчитаться.
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Смотрите также
из категории "Недвижимость"
28.08.2021
Реформа энергетики, вопросы надежности, эффективности и развития - «Новости - Энергетики»