Территория опережающего развития - «Новости - Энергетики»
На совещании у председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева о развитии Дальнего Востока обсуждался проект федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах государственной поддержки регионов Дальнего Востока», а также ход выполнения задач по
На совещании у председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева о развитии Дальнего Востока обсуждался проект федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах государственной поддержки регионов Дальнего Востока», а также ход выполнения задач по ускоренному развитию Дальнего Востока, сформулированных в государственных и федеральных целевых программах.
По завершении совещания заместитель председателя правительства – полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном
округе Юрий Трутнев ответил на вопросы журнала «Энергополис».
ЭНЕРГОПОЛИС: По сути, в России создано еще одно новое министерство. Министерство по развитию Дальнего Востока – ведомство, которое получает полномочия и становится федеральным органом исполнительной власти, который не просто «отвечает за это», но у которого есть полномочия нести эту ответственность. Юрий Петрович, не могли бы вы поподробнее рассказать о предложениях по созданию территории опережающего развития?
ЮРИЙ ТРУТНЕВ: На мой взгляд, сегодня сделан шаг в формировании условий для ускорения социально-экономического развития Дальнего Востока. Это не только совещание.
Прежде всего завершена работа по передаче полномочий Минвостокразвития. Правительством принято решение о наделении Минвостокразвития дополнительными полномочиями, связанными с согласованием в установленном порядке проектов государственных и федеральных программ. Что это значит?
Мы будем добиваться учета приоритета развития Дальнего Востока во всех программах, осуществляемых на территории Российской Федерации.
Полномочия собственника в отношении отдельных видов имущества, составляющих государственную казну, переданы; содействие в реализации инвестиционных проектов; координация деятельности приоритетных инвестиционных проектов; координация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа (тоже очень важное полномочие); согласование инвестиционных программ и планов по развитию инфраструктуры, реализуемых государственными корпорациями; организация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации; разработка мер по стимулированию экспорта товаров и так далее. Все эти полномочия нужны Минвостокразвития не для того, чтобы быть более значимым министерством, а для того, чтобы осуществлять возложенную на него ответственность по развитию Дальнего Востока, для того, чтобы оно могло принимать решения, а не только вносить предложения. Это в полной мере соответствует указу президента о создании
Минвостокразвития, просто до этой поры, к сожалению, данные положения не были реализованы. Сегодня правительство приняло соответствующее решение. Вот это первый и очень важный шаг.
Сегодня на совещании под руководством Дмитрия Анатольевича Медведева мы обсуждали вопрос о новой модели развития Дальнего Востока и говорили о том, что Дальний Восток должен быть сориентирован на конкуренцию с нашими соседями. Мы понимаем, что это очень сложная конкуренция, что конкурировать нам надо с самыми быстро-развивающимися странами мира, поэтому и требования к нашей конкурентности должны быть столь же
высокими.
Проанализирована скорость прохождения административных процедур, проанализированы налоговые режимы. Практически по всем административным процедурам скорость прохождения наших процедур, скажем так, отстает на порядок от мировых практик в странах АТР. Соответственно, нужны кардинальные изменения.
Проект закона о территориях опережающего развития создает возможности для территорий опережающего развития, позволяющие вводить отдельные режимы налогообложения, отдельные порядки прохождения административных процедур.
Мы исходим из того, что уполномоченные федеральные органы исполнительной власти должны иметь возможность применения гибкого механизма по отношению не просто к территориям опережающего развития, а к каждой территории опережающего развития.
ЭП:А сколько будет таких территорий, пока непонятно?
ЮТ: Проанализировано сегодня 400 площадок. Пока Минвостокразвития предлагает 23 наиболее подготовленные площадки для создания территорий опережающего развития в девяти субъектах Российской Федерации Дальневосточного федерального округа.
Прежде всего мы формируем механизм, создающий лучшие условия для ведения бизнеса. Этот механизм абсолютно конкурентен. Аналогичные территории опережающего развития будут создаваться и в Сибири. Не видим в этом ничего плохого, почему нет? Более того, вообще, когда управленцы конкурируют, в этом тоже нет ничего плохого. У кого будет лучше получаться, тот и герой. Мы сегодня исходим из того, что наша задача – и развивать Дальний Восток, и в то же самое время создавать лучшие практики, лучшие модели управления развитием, и если они хорошо себя зарекомендуют на Дальнем Востоке, они могут точно так же успешно применяться и в Сибири, и в Крыму. Ничего плохого в этом не вижу абсолютно.
Это нормально.
ЭП: Сегодня на совещании вы сказали, что те деньги, которые остаются от федеральных целевых программ, могут уйти в Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и могут быть направлены на другие региональные программы.
ЮТ: Когда шел разговор о том, что средства, не израсходованные от госпрограмм, уйдут в РФПИ, я и сказал о том, что существуют другие институты развития, – очевидно, мы бы хотели, чтобы часть средств пошла на развитие Дальнего Востока через Фонд развития Дальнего Востока. Тем более что, скажу честно, принципы работы РФПИ и Фонда по развитию Дальнего Востока несколько разные.
ЭП: Чем отличаются территории опережающего развития от тех структур, которые сегодня уже работают, – особых экономических зон?
ЮТ: Прежде всего тем, что они направлены на глобальную конкурентность, ориентированы не на внутренний рынок, а на мировые. И закон о территориях опережающего развития позволяет для этого вводить не только налоговые преференции, но и иные режимы регулирования. Мы будем продолжать работу над законом, чтобы продумать принципиально другую оболочку для создания территорий опережающего развития. Но по-другому, на мой взгляд, нельзя, потому что быть наполовину конкурентоспособными – например, когда у нас налоги хорошие, но, чтобы подключиться к энергоснабжению, нужен год или, чтобы пройти таможенные процедуры, нужно времени в десять раз больше, чем у соседей, – такая конкуренция не будет работать.
Проект федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах государственной поддержки регионов Дальнего Востока» направлен на определение правового режима территорий опережающего социально-экономического развития в регионах Дальнего Востока, установление мер государственной поддержки на таких территориях, а также регулирование отношений, связанных с осуществлением деятельности на этих территориях.
Под территорией опережающего социально-экономического развития понимается территория субъектов Российской Федерации, расположенных в Дальневосточном федеральном округе, на которой установлены особые правовые режимы осуществления предпринимательской и иной деятельности.
Законопроект определяет условия и порядок создания территорий опережающего социально-экономического развития. Устанавливается, что территории опережающего социально-экономического развития создаются по решению Правительства Российской Федерации на основании предложений уполномоченного федерального органа на всех категориях земель.
Создание территорий опережающего социально-экономического развития осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов регионов Дальнего Востока, местных бюджетов и иных источников.
На территориях опережающего социально-экономического развития пред-полагается особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности, в том числе:
• особый режим землепользования;
• установление льготных ставок арендной платы;
• налоговые льготы и льготы по страховым платежам;
• особый режим государственного контроля (надзора), а также муниципального контроля;
• льготное подключение к объектам инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития;
• предоставление государственных услуг на территориях опережающего социально-экономического развития;
• применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны;
• применение технических и санитарных регламентов наиболее развитых стран ОЭСР;
• возможность в ускоренном и льготном порядке привлекать к трудовой деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития квалифицированный иностранный персонал.
По завершении совещания заместитель председателя правительства – полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном
округе Юрий Трутнев ответил на вопросы журнала «Энергополис».
ЭНЕРГОПОЛИС: По сути, в России создано еще одно новое министерство. Министерство по развитию Дальнего Востока – ведомство, которое получает полномочия и становится федеральным органом исполнительной власти, который не просто «отвечает за это», но у которого есть полномочия нести эту ответственность. Юрий Петрович, не могли бы вы поподробнее рассказать о предложениях по созданию территории опережающего развития?
ЮРИЙ ТРУТНЕВ: На мой взгляд, сегодня сделан шаг в формировании условий для ускорения социально-экономического развития Дальнего Востока. Это не только совещание.
Прежде всего завершена работа по передаче полномочий Минвостокразвития. Правительством принято решение о наделении Минвостокразвития дополнительными полномочиями, связанными с согласованием в установленном порядке проектов государственных и федеральных программ. Что это значит?
Мы будем добиваться учета приоритета развития Дальнего Востока во всех программах, осуществляемых на территории Российской Федерации.
Полномочия собственника в отношении отдельных видов имущества, составляющих государственную казну, переданы; содействие в реализации инвестиционных проектов; координация деятельности приоритетных инвестиционных проектов; координация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа (тоже очень важное полномочие); согласование инвестиционных программ и планов по развитию инфраструктуры, реализуемых государственными корпорациями; организация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации; разработка мер по стимулированию экспорта товаров и так далее. Все эти полномочия нужны Минвостокразвития не для того, чтобы быть более значимым министерством, а для того, чтобы осуществлять возложенную на него ответственность по развитию Дальнего Востока, для того, чтобы оно могло принимать решения, а не только вносить предложения. Это в полной мере соответствует указу президента о создании
Минвостокразвития, просто до этой поры, к сожалению, данные положения не были реализованы. Сегодня правительство приняло соответствующее решение. Вот это первый и очень важный шаг.
Сегодня на совещании под руководством Дмитрия Анатольевича Медведева мы обсуждали вопрос о новой модели развития Дальнего Востока и говорили о том, что Дальний Восток должен быть сориентирован на конкуренцию с нашими соседями. Мы понимаем, что это очень сложная конкуренция, что конкурировать нам надо с самыми быстро-развивающимися странами мира, поэтому и требования к нашей конкурентности должны быть столь же
высокими.
Проанализирована скорость прохождения административных процедур, проанализированы налоговые режимы. Практически по всем административным процедурам скорость прохождения наших процедур, скажем так, отстает на порядок от мировых практик в странах АТР. Соответственно, нужны кардинальные изменения.
Проект закона о территориях опережающего развития создает возможности для территорий опережающего развития, позволяющие вводить отдельные режимы налогообложения, отдельные порядки прохождения административных процедур.
Мы исходим из того, что уполномоченные федеральные органы исполнительной власти должны иметь возможность применения гибкого механизма по отношению не просто к территориям опережающего развития, а к каждой территории опережающего развития.
ЭП:А сколько будет таких территорий, пока непонятно?
ЮТ: Проанализировано сегодня 400 площадок. Пока Минвостокразвития предлагает 23 наиболее подготовленные площадки для создания территорий опережающего развития в девяти субъектах Российской Федерации Дальневосточного федерального округа.
Прежде всего мы формируем механизм, создающий лучшие условия для ведения бизнеса. Этот механизм абсолютно конкурентен. Аналогичные территории опережающего развития будут создаваться и в Сибири. Не видим в этом ничего плохого, почему нет? Более того, вообще, когда управленцы конкурируют, в этом тоже нет ничего плохого. У кого будет лучше получаться, тот и герой. Мы сегодня исходим из того, что наша задача – и развивать Дальний Восток, и в то же самое время создавать лучшие практики, лучшие модели управления развитием, и если они хорошо себя зарекомендуют на Дальнем Востоке, они могут точно так же успешно применяться и в Сибири, и в Крыму. Ничего плохого в этом не вижу абсолютно.
Это нормально.
ЭП: Сегодня на совещании вы сказали, что те деньги, которые остаются от федеральных целевых программ, могут уйти в Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и могут быть направлены на другие региональные программы.
ЮТ: Когда шел разговор о том, что средства, не израсходованные от госпрограмм, уйдут в РФПИ, я и сказал о том, что существуют другие институты развития, – очевидно, мы бы хотели, чтобы часть средств пошла на развитие Дальнего Востока через Фонд развития Дальнего Востока. Тем более что, скажу честно, принципы работы РФПИ и Фонда по развитию Дальнего Востока несколько разные.
ЭП: Чем отличаются территории опережающего развития от тех структур, которые сегодня уже работают, – особых экономических зон?
ЮТ: Прежде всего тем, что они направлены на глобальную конкурентность, ориентированы не на внутренний рынок, а на мировые. И закон о территориях опережающего развития позволяет для этого вводить не только налоговые преференции, но и иные режимы регулирования. Мы будем продолжать работу над законом, чтобы продумать принципиально другую оболочку для создания территорий опережающего развития. Но по-другому, на мой взгляд, нельзя, потому что быть наполовину конкурентоспособными – например, когда у нас налоги хорошие, но, чтобы подключиться к энергоснабжению, нужен год или, чтобы пройти таможенные процедуры, нужно времени в десять раз больше, чем у соседей, – такая конкуренция не будет работать.
Проект федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах государственной поддержки регионов Дальнего Востока» направлен на определение правового режима территорий опережающего социально-экономического развития в регионах Дальнего Востока, установление мер государственной поддержки на таких территориях, а также регулирование отношений, связанных с осуществлением деятельности на этих территориях.
Под территорией опережающего социально-экономического развития понимается территория субъектов Российской Федерации, расположенных в Дальневосточном федеральном округе, на которой установлены особые правовые режимы осуществления предпринимательской и иной деятельности.
Законопроект определяет условия и порядок создания территорий опережающего социально-экономического развития. Устанавливается, что территории опережающего социально-экономического развития создаются по решению Правительства Российской Федерации на основании предложений уполномоченного федерального органа на всех категориях земель.
Создание территорий опережающего социально-экономического развития осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов регионов Дальнего Востока, местных бюджетов и иных источников.
На территориях опережающего социально-экономического развития пред-полагается особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности, в том числе:
• особый режим землепользования;
• установление льготных ставок арендной платы;
• налоговые льготы и льготы по страховым платежам;
• особый режим государственного контроля (надзора), а также муниципального контроля;
• льготное подключение к объектам инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития;
• предоставление государственных услуг на территориях опережающего социально-экономического развития;
• применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны;
• применение технических и санитарных регламентов наиболее развитых стран ОЭСР;
• возможность в ускоренном и льготном порядке привлекать к трудовой деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития квалифицированный иностранный персонал.
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Смотрите также
из категории "Недвижимость"