Стратегические задачи развития энергетики Дальнего Востока - «Новости - Энергетики» » Экономические новости.
Экономические новости. » Экономические новости » Недвижимость » Стратегические задачи развития энергетики Дальнего Востока - «Новости - Энергетики»
Стратегические задачи развития энергетики Дальнего Востока - «Новости - Энергетики»
Дмитрий Селютин Первый заместитель генерального директора по инвестициям и развитию АО «ДВЭУК» Уходящий год без преувеличения можно назвать годом больших ожиданий на восточном направлении. С июня 2014 года, когда в преддверии Санкт-Петербургского международного экономического форума было подписано
Стратегические задачи развития энергетики Дальнего Востока - «Новости - Энергетики»
Дмитрий Селютин
Первый заместитель генерального директора по инвестициям и развитию АО «ДВЭУК»

Уходящий год без преувеличения можно назвать годом больших ожиданий на восточном направлении. С июня 2014 года, когда в преддверии Санкт-Петербургского международного экономического форума было подписано межгосударственное соглашение на высшем уровне между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о строительстве газопровода «Сила Сибири», собственно, в России и был задан восточный вектор развития международных экономических отношений.

Восточный вектор развития экспортно ориентированной экономики стал драйвером проектов реконструкции Транссиба и БАМа, которые сходу получили статус федеральных целевых программ с решением о финансировании их за счет средств Фонда национального благосостояния. После этого в стране обиходным и понятным стал термин «ТОР», который добавил эмоциональную составляющую в дальневосточную тему: территории опережающего развития – это звучит.

Первоочередными стали задачи обеспечения энергоснабжения проектов государственного значения – трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан, газотранспортной системы Иркутского и Якутского центров газодобычи «Сила Сибири». Кроме того, ожидаемым и прогнозируемым в среднесрочной перспективе на Дальнем Востоке стал рост энергопотребления за счет новых производств, которые будут построены и введены в строй в ТОРах, и экспорта энергии в Китай. В связи с этим Минэнерго даже бралось к началу 2016 года разработать правила инвестконкурсов по строительству генерации на Дальнем Востоке с механизмом возврата инвестиций.

В 2015 году Дальним Востоком, скажем так, занимались. Разброс тем и полемика вопросов возникли из-за того, как обеспечить безубыточность дальневосточных энергетиков при текущих ценах до энергетических мегапроектов.

Каким сложился этот год, как отразился на работе «пресловутый кризис» и есть ли он вообще в стране – с такими вопросами журнал «Энергополис» обратился к Дальневосточной энергетической управляющей компании (АО «ДВЭУК»), где нашим собеседником стал первый заместитель генерального директора по инвестициям и развитию Дмитрий Эдуардович Селютин.

Энергополис: Дмитрий Эдуардович, в опубликованном в начале октября проекте бюджета-2016 говорилось, что ДВЭУК может получить в 2016 году 900 млн рублей на достройку высоковольтной линии 220 кВ Оротукан – Палатка – Центральная в Магаданской области. Деньги будут выделены за счет сокращения бюджетных ассигнований, зарезервированных на госпрограмму «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона».

Дмитрий Селютин: Первое, на что я хотел бы обратить внимание, – это те изменения, которые предполагаются к принятию в соответствии с проектом федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», а также в соответствии с проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» в части порядка использования бюджетных инвестиций, требующих в том числе участия Минэнерго как госзаказчика проекта и главного распорядителя этих средств.

За всеми этими сухими формулировками, не побоюсь сказать, стоят изменения, которые носят радикальный и революционный характер, и они свидетельствуют о том, что в экономической политике России начинается, я думаю, период контрреформ. Роль государства в экономике теперь выражается в тотальном администрировании, чрезмерном и излишнем регулировании. На мой взгляд, это очень показательный и наглядный пример позиции государства, ориентированной на развитие и привлечение инвестиций в экономику, в том числе в электроэнергетику. Появление поправок, о которых я говорю, – это серьезно, это уже не симптом, а явное проявление начала контрреформаторского периода. О чем идет речь?

Хорошо известен порядок осуществления государственных инвестиций, который реализуется в настоящее время, в частности, государственными акционерными компаниями. Госкомпания делает эмиссию в пользу федерального бюджета для осуществления конкретного проекта, подписывая инвестиционное соглашение с полномочным органом федеральной исполнительной власти. В частности, для нас таким контр­агентом являлись либо Минрегион по объектам к саммиту АТЭС-2012, либо Минэнерго по другим проектам. Госкомпания, получив средства из федерального бюджета на возмездной основе, отдав свои акции, инвестирует в проект в соответствии со сметной документацией, утвержденной на основании результатов Госэкспертизы.

Названные мною поправки предполагают принципиально иной порядок осуществления этих инвестиций. Это переход от банковского сопровождения инвестиционных проектов к казначейскому исполнению. Теперь госзаказчик обязан открыть лицевой счет в Федеральном казначействе. Наличие лицевого счета и собственно средств, находящихся в казначействе, абсолютно не означает, что компания, сделавшая эмиссию в пользу Российской Федерации, становится собственником тех средств, которые перечислены в счет этой эмиссии. Для того чтобы распоряжаться этими средствами, например, чтобы рассчитаться с подрядчиком, компания должна подписать отчетные формы, например, прийти в казначейство, показать эти сметы, показать договор, и после этого казначейство вправе принять решение о перечислении средств по договору генерального подряда.

Помимо этого у компании, государственной компании, у заказчика-застройщика есть и собственные расходы, которые осуществляются за счет этих средств. Например, это отчисления на заказчика-застройщика, включающие, простите, фонд заработной платы. Для того чтобы выплатить зарплату, мы должны составить зарплатные ведомости и прий­ти в казначейство, попросить перечислить деньги работникам, что казначейство может сделать, если сочтет зарплату правильно начисленной, соответствующей отчислениям.

Так вот в 2016 году в соответствии с проектом закона о федеральном бюджете государство идет дальше. Не только заказчик должен открыть лицевой счет в казначействе, но и подрядчик. Подрядчик, строитель, который строит, который выполняет госзаказ, должен будет открыть лицевой счет в казначействе. У него есть субподрядчики, у него есть поставщики оборудования. И подрядчик должен прийти в казначейство, показать договор на оборудование, на материалы, на затраты, и казначейство может их оплатить. Если до 31 декабря казначейство не оплатило что‑то по причине того, что заказчик не представил документы: либо подрядчик, либо какая‑то техническая проблема, либо проблема содержательная, то средства со счета возвращаются в федеральный бюджет. Понятен подход Минфина? Понятен.

В условиях тотального бюджетного дефицита федеральный бюджет не выпускает деньги со своего поля. Но при всем этом во всем названном есть элемент лукавой статистики, которая будет отражать в учете, что деньги не выходят из бюджета, и дефицит бюджета, соответственно, будет меньше. Деньги на бюджетных счетах, в бюджетном поле, и они могут быть изъяты. Все бы ничего, но такой подход находится в категорическом противоречии с гражданским законодательством, с Законом об акционерных обществах и с массой других законодательных и подзаконных актов, регламентирующих сегодня финансово-хозяйственную деятельность в правовом поле. Ради благообразия статистических и отчетных данных в условиях глобального бюджетного дефицита используется инструментарий, не связанный с увеличением доходной части и оптимизацией расходов, а направленный на тотальное администрирование инвестиционных потоков.

ЭП: Как все это стыкуется с теми же инвестпрограммами компаний? Или эти изменения касаются вновь заключаемых соглашений и проектов? Я имею в виду исполнительский механизм в части оплаты по произведенным затратам.

ДС: У меня, если честно, нет ответов на эти вопросы, но есть конкретная ситуация с перспективой получения АО «ДВЭУК» в 2015 году из федерального бюджета бюджетных инвестиций в форме взноса Российской Федерации в уставный капитал общества в сумме 1,2 млрд рублей и в 2016 году в размере 900 млн рублей на завершение реализуемого с 2013 года проекта «Строительство ВЛ 220 кВ Оротукан – Палатка – Центральная», работы по которому ведутся по графику, а финансирование его, те самые инвестиции из федерального бюджета для завершения строительства и ввода в эксплуатацию, по состоянию на 1 сентября 2015 года, например, не были предусмотрены.

Не завершить строительство или законсервировать при наличии статуса объекта федерального значения, строящегося за счет средств федерального бюджета, недопустимо. Соответственно, частично реализация проекта примерно с середины мая текущего года проводилась за счет собственных средств. При этом, как вы понимаете, мы могли оплачивать только неизбежные расходы: по оплате уже заказанного и изготовленного оборудования и материалов для стройки, авансированных и выполненных генподрядчиком СМР и ПНР, арендных платежей за земельные участки, на которых осуществлялся наш проект по оплате договоров авторского надзора и за оформление правоустанавливающих документов на земельные / лесные участки на период строительства, – просрочка которых неминуемо повлекла бы предъявление установленных договорами и действующим законодательством штрафных санкций со стороны генподрядчика по проекту, его субконтрагентов в порядке регресса, а также других контрагентов нашей компании, связанных с реализацией проекта.

Мы потратили свои средства и вполне обоснованно и правомерно рассчитываем на возмещение указанных расходов за счет будущих бюджетных инвестиций согласно утвержденному Минэнерго титульному списку капитальных вложений и общих правил гражданского законодательства о возмещении убытков. Общая сумма указанных расходов, произведенных АО «ДВЭУК» в 2015 году за счет собственных средств, хотя и не предусмотренных утвержденной Мин­энерго инвестпрограммой, но вынужденно принятых компанией на себя вследствие указанных обстоятельств, на начало сентября составляла около 700 млн рублей, что, как вы понимаете, подтверждается соответствующими обосновывающими документами, и компания правомерно рассчитывает на возмещение этих затрат.

Вот сидим мы и беседуем, а за окном середина ноября 2015‑го, и закона, о котором я говорю, еще нет, но он будет. Выйдет он, я благостно так представляю, недели через две, в начале декабря. У меня две недели на то, чтобы подписать соглашение с Мин­энерго и с Госимуществом на указанные суммы инвестиций 2015 года. Потом я должен открыть лицевой счет в казначействе. После этого деньги через министерство (как теперь, я не знаю, но раньше было через министерство) должны поступить в казначейство. Туда я должен принести исполнительную документацию. Казначейство должно ее рассмотреть и, возможно, дать денег, чтобы я мог рассчитаться с подрядчиком. На все эти интересные, увлекательные, безу­словно, полезные и содержательные процедуры у меня две недели. Вопрос: получит ли компания деньги в этом году? Успеем ли мы до 31 декабря? Мы как бы и не ждем принятия этих поправок в закон, мы уже готовимся к этой процедуре, но у нас сейчас вопросов больше, чем ответов, и с ними мы обращаемся в Минэнерго.

ЭП: Вы достаточно емко и подробно ответили на мои вопросы, но у меня в связи с этим, простите, возникло еще два. Казначейство вообще представляет, с чем оно столкнется, с каким объемом и с какого рода работой? Второе. Компании перешли на пятилетнее планирование инвестпрограмм, а государство принимает бюджет на год и вносит в него «радикальные и революционные изменения», которые предполагают, что инвестиции надо заменить на госкапвложения и снова обсудить на законодательном уровне понятия и принципы хозяйственного расчета. Кроме того, безусловно, актуальной становится тема социалистического соревнования между госкомпаниями и другие атрибуты плановой экономики позднего периода СССР.

ДС: Согласен, но не хочу это комментировать, потому что это и так ясно. На мой взгляд, предложенный механизм, если он будет реализован, пусть и не приведет к коллапсу, но как минимум не создаст каких‑то дополнительных импульсов для экономического развития. Мне представляется, что это если не конечное, то одно из итоговых звеньев в процессе замены экономических механизмов рынка, который строился в России без малого 30 лет, на чисто административные механизмы распределения средств бюджета. Отмечу еще два момента. Безусловно, в этой цепочке бюджетных перечислений появляется потенциально емкая коррупционная ниша, и такой же безусловный плюс предлагаемой системы только один – это обеспечение занятости населения в органах государственной власти и управления.

ЭП: Дмитрий Эдуардович, понимаю, что все в экономике взаимосвязано и что сейчас время непростое, тем не менее что изменилось для компании с момента вступления в силу 343‑го приказа Минэнерго от 5 июня 2015 года «Об отнесении объектов электросетевого хозяйства к ЕНЭС и включении в реестр объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС»?

ДС: И тут у нас, скажем так, неожиданные новости. Построенные и по­этапно введенные в эксплуатацию на средства федерального бюджета в период с 2011‑го по текущий год АО «ДВЭУК» 1800 км магистральных линий и подстанций суммарной мощностью 402 МВА в рамках реализации ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2018 года» названным вами приказом Минэнерго отнесены к ЕНЭС. Казалось бы, тут должна стоять точка, но все не так, совсем не так.

В соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» 35‑ФЗ от 26 марта 2003 года введенные нами объекты подлежат передаче в ведение организации по управлению ЕНЭС – ПАО «ФСК ЕЭС», для чего нам необходим договор с этой компанией, работа над заключением которого ведется АО «ДВЭУК» с начала года. На календаре ноябрь, а официальная позиция нашими контрагентами по существу и формату сделки не озвучена, в результате чего не может быть определена сторона, ответственная за эксплуатацию и исполнение функций сетевой организации. Этот вопрос рассматривался на совещании в Минэнерго в сентябре по итогам его обсуждения в рамках Восточного экономического форума – 2015, но результатов никаких это не дало.

При этом вопрос, который стоит на повестке, – это неотъемлемая часть концепции развития ПАО «РусГидро» и консолидации дальневосточных энергетических активов, разработанной в свое время в соответствии с поручением правительства, которая легла в основу подготовленного проекта указа президента. Основная цель инвестиций в сумме более 43 млрд рублей – создание достаточной энергетической инфраструктуры для обеспечения энергоснабжения проектов государственного значения – трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан, газотранспортной системы Иркутского и Якутского центров газодобычи «Сила Сибири». Куда уж главнее задачи‑то, казалось бы?!

Уровень документов и контроля за исполнением – наивысший. Кроме того, с окончанием строительства линии 220 кВ Нижний Куранах – НПС-15 – Олекминск и ПС 220 кВ при НПС-15 еще в 2014 году осуществлена физическая связь между Западным и Южно-Якутским энергорайонами республики. Присоединение Центрального энергорайона станет возможным после окончания строительства линий 220 кВ Нижний Куранах – Томмот – Майя, ПС 220 кВ «Майя» и организации заходов ЛЭП 35–110 кВ на ПС 220 кВ «Майя» по плану следующего года. Я сейчас говорю о том, что начатое присоединение энергорайонов Якутской энергосистемы в истории российской энергетики фактически стало первым шагом интеграции технологически изолированных энергорайонов восточной части страны и ЕЭС России.

ЭП: Минэнерго хочет к началу 2016 года разработать правила инвестконкурсов по строительству генерации на Дальнем Востоке с механизмом возврата инвестиций. Кроме того, известно, что есть инициатива создания в регионе новой ценовой зоны оптового рынка. Как вы оцениваете такую перспективу?

ДС: В ходе решения вопросов произошла подменена задачи и отклонение в целеполагании. Какие задачи решались? Доступность энергетической инфраструктуры потребителю; возможность выбора потребителем вариантов энергоснабжения при наличии достаточной сетевой инфраструктуры; реализация целевой модели, направленной на оптимальное использование построенной сетевой инфраструктуры и конкурентный отбор мощности генераторов в интересах потребителя – для снижения совокупных затрат на приобретение электроэнергии. Что мы получили при обсуждении этой темы?

Как обеспечить привязку потребителей к энергосистеме Якутии на самом деле – задвинуть или вообще исключить интеграционные процессы и давно назревшую перезагрузку экономических отношений монополии и потребителей? Как сохранить и питать систему перекрестного субсидирования в текущем формате хозяйствования? Как избежать сложных решений, связанных с расширением 2‑й неценовой зоны оптового рынка, по которому есть постановление правительства РФ № 770, ограничиваясь 41‑м постановлением, определяющим критерии отнесения к ЕНЭС и их нераспространение на технологически изолированные территориальные электроэнергетические системы (ТИТЭС), а также имея по факту противоречия с 854‑м постановлением правительства, определяющим принципы ОДУ и перечень ТИТЭС в части Олекминского района?



Обратите внимание, что мы оперируем исключительно действующими законодательными актами и регламентами исполнения государственных актов. При этом решается, как мы понимаем, государственная задача оптимизации дальневосточных тарифов, поиска механизма их снижения до инвестиционно привлекательного уровня, в том числе с точки зрения реализации проектов федерального значения на Дальнем Востоке, которую предусматривает поручение президента от 24 сентября текущего года. Компания, как бы пафосно это ни прозвучало, работая в рамках намеченного восточного вектора развития, встречает вопросы местечковых интересов и узковедомственный подход.

ЭП: Дмитрий Эдуардович, непонятно другое: что помешало осуществить или закончить подключение районов Якутии к ЕНЭС?

ДС: Цена вопроса – тариф. И даже не сам он, потому что наши оппоненты не могут его даже толком подсчитать. Вопрос, который вообще не рассматривается или игнорируется при обсуждении темы подключения районов Якутии к ЕНЭС, это то, что сети строятся для потребителей! Почему же не смотрят на то, какой эффект от принимаемых решений получит потребитель?

Суммарная коммерческая выгода крупнейших потребителей только в Западном энергорайоне, по нашим подсчетам, превысит 7 млрд рублей при учете их выхода на оптовый рынок. По информации крупнейшего потребителя ВСТО в Якутии – ООО «Транснефтьэнерго», принятие проекта Минэнерго, касающегося неприменения критериев ЕНЭС в отношении объектов электросетевого хозяйства, расположенных в ТИТЭС, повлечет увеличение затрат на оплату услуг по передаче электрической энергии. При этом ставка тарифа на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, на 2‑е полугодие 2015 года составляет 114,7 руб. / кВт·мес. Тарифная ставка, установленная в отношении «Якутскэнерго» на территории Республики Саха (Якутия), находится на уровне 1005 руб. / кВт·мес. (в семь раз выше ставки на содержание ФСК). И потребитель точно так же настаивает, что «принятие проекта не согласуется с поручением президента РФ разобраться с энерготарифами на Дальнем Востоке».

Всех вовлеченных на сегодняшний момент в процесс обсуждения вопроса, связанного с исполнением 343‑го приказа Минэнерго, вполне устраивает вариант, когда госкомпания ДВЭУК формирует у себя на балансе убыток 600–700 млн рублей и в течение года не может продвинуться в вопросе передачи построенных за федеральные деньги объектов в руки назначенного государством оператора. Когда говорят о том, что критерием отнесения к ЕНЭС служат не общие провода, не линии, не существующая физическая связь, а то, что эта территория не входит в перечень изолированных, потому что изолированный для них значит не ЕНЭС, а потому давайте теперь на базе каких‑то местных расчетов принимать решение по возвращению объектов в региональный котел, то это устраивает всех, но только не нас и, безусловно, не потребителей, для которых была построена сетевая инфраструктура.
Мы неустанно повторяем, что это неверное решение с государственной точки зрения, если вспомнить все то, что мы делали и чем руководствовались, когда относили построенные объекты к ЕНЭС и изначально говорили об интеграции и тарифах, но слышим в ответ: «Вы, безусловно, все правильно и обоснованно говорите, но необходимо принять проходное решение: ни нас, ни республику сейчас не может устраивать рост тарифов по варианту ЕНЭС. Можете, конечно, обращаться к кому захотите, но вряд ли это сейчас изменит ситуацию». Исчерпывающе?

ЭП: Вполне.

{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


       
Экономические новости
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика