Пропущенный вызов инноваций в России. Интервью председателя Комитета по энергетике ГД РФ Ивана Грачева - «Новости - Энергетики» » Экономические новости.
Экономические новости. » Экономические новости » Недвижимость » Пропущенный вызов инноваций в России. Интервью председателя Комитета по энергетике ГД РФ Ивана Грачева - «Новости - Энергетики»
Пропущенный вызов инноваций в России. Интервью председателя Комитета по энергетике ГД РФ Ивана Грачева - «Новости - Энергетики»
Пять лет назад группа парламентариев, в которую входили Жорес Алферов, Оксана Дмитриева и наш сегодняшний собеседник – депутат Иван Дмитриевич Грачев, внесла в Госдуму пакет законопроектов «Инновационная Россия», в которых предлагалось существенно уменьшить налоги разработчикам и производителям
Пять лет назад группа парламентариев, в которую входили Жорес Алферов, Оксана Дмитриева и наш сегодняшний собеседник – депутат Иван Дмитриевич Грачев, внесла в Госдуму пакет законопроектов «Инновационная Россия», в которых предлагалось существенно уменьшить налоги разработчикам и производителям инновационной продукции. «Блок из 15 законов должен открыть дорогу экономике знаний», – сообщали в те дни федеральные СМИ. Затем, однако, сообщения об этом документе затерялись в информационном потоке и со временем вовсе перестали звучать.

Энергополис: Иван Дмитриевич, помнится, пять лет назад это был целый свод законов, заметно улучшавших условия инновационному бизнесу. К работе привлечены были серьезные люди, причем из разных фракций, что крайне редко случается. Куда же в итоге все подевалось?
ИВАН ГРАЧЕВ: Все произошло ровно так, как раньше происходило со многими другими законами, ну, например, с законом об упрощенном налогообложении, который все называют упрощенкой.

ЭП: Да, кстати, ведь вы являетесь автором этой упрощенки.

ИГ: Да, законопроект по упрощенке пролежал какое-то время, потом привлек внимание правительства. Это был конец эпохи Бориса Ельцина, когда Владимир Путин, занимая пост премьер-министра, реально искал возможности помочь бизнесу. В итоге тогда правительство заинтересовалось и моим законопроектом, взяв его фактически за основу.

ЭП: Так же случилось и с проектом «Инновационная Россия»?
ИГ: Нет, здесь гораздо хуже. Мы сдали в правительство свод из 15-16 налоговых законопроектов, которые поначалу не были поддержаны (по факту, думским большинством). Но через некоторое время к этому пакету проявили интерес в администрации президента (тогда главой страны был еще Дмитрий Медведев). Они с нами проконсультировались, и спустя какое-то время наши законопроекты все же были использованы. Де-факто они легли в основу системы налогового обеспечения «флагманского проекта российской модернизации», как недавно у нас именовалось «Сколково». При этом некоторые положения были преобразованы даже в лучшую сторону, я это признаю. Однако главное, к сожалению, оттуда все же выпало.

ЭП: Что именно?
ИГ: Мы делали свод законов для всей страны, а не под один конкретный проект. Недаром он у нас назывался «Инновационная Россия». В стране ведь, кроме Сколкова, есть и Саров, и Новосибирск, и Жуковский – целый массив наукоградов и академгородков, где много молодых и зрелых ученых. Облегченное налогообложение открыло бы им совершенно новые возможности, причем в главном, для чего достаточных условий даже в советские времена никогда не было. Имею в виду внедрение научных достижений. На этом поле им с налоговой свободой открывалось солидное пространство для маневра.

ЭП: Но налоги ли тут главное? Может быть, следует, действительно, побольше из бюджета выделять на инновации?

ИГ: Когда речь идет о науке, то в нее, безусловно, следует постоянно вкладываться, потому что чем больше вложили, тем больше потом получим. Наука требует прямых бюджетных вливаний. Но научная и инновационная деятельность – это два разных вида деятельности. И это следует четко разграничивать, особенно когда дело идет о налогах и финансах. Если наука – это превращение денег в знание, то инновации – это превращение знаний в деньги. Два разных вида деятельности, я повторяю, с разными способами компенсации рисков. Прямые вложения в инновации, как правило, не столь эффективны, они рискованные. Девять из десяти обязательно будут ошибочными. И риск этот, как в случае со сколковским проектом, ляжет на государство в немалой степени. Конечно, вкладываться из бюджета тоже нужно, но всегда следует выбирать то, что эффективнее, согласитесь.

Для инновационной деятельности гораздо эффективнее налоговые и таможенные льготы, беспрепятственный и упрощенный доступ к инфраструктуре, то есть совершенно иные способы, которые требуют совершенно иных законов. Если вы собираетесь на корню ограничивать эту деятельность с помощью экспертных или каких угодно других советов, то этим вы ограничите, соответственно, и саму вероятность большой отдачи, крупных достижений.
Кстати, с бухгалтерской дотошностью из свода наших законопроектов выброшены и другие важные новеллы.

ЭП: А можно несколько конкретных примеров?
ИГ: Пожалуйста. Предприятие покупает патент. В странах, где на деле заботятся о развитии, эти деньги налогом на прибыль не облагаются. У нас они облагаются. Или приобретение экспериментального оборудования. В любой стране, где серьезно думают об инновационной экономике, сумма эта будет изъята из налогообложения. Соответствующий закон нами был внесен. Правительство его выкинуло – по его мнению, платить нужно.

И теперь две цифры для пояснения итогов. Мировой спрос на российское сырье примерно 1 трлн долларов, спрос же на российские инновации вряд ли больше 10 млрд долларов. Разница просто ошеломляющая. Мы имеем сегодня отрицательную динамику в экономике с минимальным ростом ВВП. А если правильно посчитать, то и рост крайне сомнительный. И все чаще это называют «вторым застоем».
Россия проедает свой потенциал: страна прирастает в пять раз меньше, чем тратит. Но даже большинство сырьевых стран стремится перераспределять ресурсы так, чтобы они развивали экономику знаний. Например, в Объединенных Арабских Эмиратах все предприятия инновационной сферы вообще освобождены от налогов.

ЭП: Давайте вернемся к своду законопроектов «Инновационная Россия», который был пять лет назад предложен вами и вашими союзниками. Способствуют ли ныне существующие законы развитию инновационной деятельности или мы на той же развилке, что и пять лет назад?

ИГ: Пять лет назад действительно был создан свод законов, объединенных общей идеей. Мы готовили законы в расчете на то, что это станет национальным проектом. Не случилось, главное так неиспользованным и лежит.

И никакого продвижения с инновациями, это не я один говорю. А идея между тем жива. И она эффективна, потому что не требует, как я уже сказал, от бюджета прямых вложений. Ведь когда инновациями занимается государственная корпорация – это именно те самые бюджетные вложения. А при вложениях в инновации всегда присутствует риск: девять из десяти, как я выше сказал, могут быть ошибочными.
Соответственно, гораздо эффективнее дать налоговые льготы: если малое предприятие не поднялось – бюджет ничего не теряет. Но многие поднимутся и двинут вперед насквозь проржавевшую за 23 года машину. И мы к этому обязательно вернемся.

{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


       
Экономические новости
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика