Золотой, нефтяной или зеленый? Часть 3 - «Нефть и газ»
С начала XX века мировая капиталистическая финансовая система претерпела ряд изменений. Золотой стандарт и золотодолларовый стандарт приказали долго жить, не выдержав тяжести политэкономических противоречий капитализма. Президент Ричард Никсон, как многие до него, расписался в бессилии американской капиталистической экономики держать взятый "золотой курс". Официальная привязка доллара к золоту после Второй Мировой войны стала для других стран индикатором здоровья, а спустя 25 лет, - болезни первой экономики мира.
Если обратиться к прошлым главам, то на примере США можно проследить одну и туже тенденцию для всех капиталистических стран, что "здоровье" их было относительным, а "болезнь" абсолютной. Экономический крах времен Великой Депрессии в Штатах сменился послевоенным подъемом, но и он продолжался недолго, а последовавшие затем кризисы начали расшатывать систему. Отказ от обеспечения доллара золотом стал закономерным результатом. Благо послевоенное мироустройство и финансовая гегемония США в капиталистическом мире позволяла притуплять последствия кризисов за счет других стран экономическими и военными мероприятиями. Но к началу 1970-х годов перед американскими империалистами (основными выгодополучателями (8 из 10 крупнейших корпораций мира в 1972 году были американскими)) остро встал вопрос о сохранении доллара как основной мировой валюты. Для этого было необходимо вдохнуть новую жизнь в пожухшую зеленую бумажку, укрепить доверие. И способ был найден.
https://informburo.kz/mneniya/aidarkhan-kusainov/kak-poluchilos-chto-ves-mir-prodayot-i-pokupaet-neft-za-dollary.html
В 1973 году правительство Саудовской Аравии покупает 25% доли участия в Арамко - крупнейшей нефтяной компани СА и мира (концессия Standard Oil). В 1974 году правительство Саудовской Аравии увеличило свою долю участия в Арамко до 60%. Только в 1980 году правительство увеличивает свою долю участия в Арамко в правах концессии, продукции и услуг до 100%. (информация взята с официального сайта Saudi Aramco.com)
Дополнительно Вашингтон заключает долгосрочные контракты по поставкам нефти в США из Саудовской Аравии и стран ОПЕК, в основном за счет поставок из Канады и сворачивания собственной нефтедобычи. Тем самым арабы получили крупный рынок сбыта для будущих национализированных компаний на много лет вперед, а значит и гарантированную прибыль.
"Логика такова: нефть, потребляемая США в любом случае приобретается за доллары, а "искусственной долларизации" подверглись те объёмы ОПЕК, которые не экспортируются в США. Как видно, такое соглашение привело к тому, что в 1975-1980 годах 80% мировой добычи нефти (не включая СССР, который основную часть потреблял сам) стала торговаться в долларах США".
Айдархан Кусаинов, советник председателя Национального банка Республики Казахстан
https://informburo.kz/mneniya/aidarkhan-kusainov/kak-poluchilos-chto-ves-mir-prodayot-i-pokupaet-neft-za-dollary.html
Вместе с транснациональными нефтяными компаниями, прибыли которых во время энергетического кризиса увеличились в разы, росло значение крупных банков. Кто-то должен был "переварить" выплеснувшуюся на нефтяной рынок денежную массу, аккумулировать и распределить прибыли, считать транзакции и т.п. Подобный поворот в истории способствовал окончательному превращению национальных частных банков в транснациональные.
"Основная масса долларовых доходов ОПЕК, «нефтедоллары вторичной переработки» Киссинджера, была размещена в ведущих банках Лондона и Нью-Йорка, которые проводили свои расчеты в долларах, как и вся международная нефтеторговля. «Чейз Манхэттен», «Ситибанк», «Мануфакчерз Ганновер», «Банк оф Америка», «Барклай», «Ллойд», «Мидлэнд Банк» — все они наслаждались неожиданными прибылями от нефтяного шока".
Уильям Энгдаль, Столетие войны.
Пока мы говорили только о выгодоприобретателях от нефтяного эмбарго, но были и проигравшие, которых, как известно, было большинство. Во-первых, это развитые капиталистические страны Западной Европы и Япония - импортеры нефти. Они были вынуждены так же заключать долгосрочные контракты с ОПЕК по новым ценам, а значит переводить свою валюту в доллары США. Во-вторых, развивающиеся страны, не имеющие собственных месторождений или имеющие их в недостаточном количестве. Они были вынуждены брать доллары в долг. В-третьих, трудящиеся США и других стран импортеров нефти, т.к. "Семь сестер" усугубляли ограничения ОПЕК, задерживали поставки нефти, искусственно усиливали дефицит топлива, в общем, сумели переложить повышение закупочных цен на потребителя и получили крупные прибыли.
"Индия в 1973 году имела положительное сальдо торгового баланса, это была здоровая ситуация для развивающейся экономики. К 1974 году Индия имела общее количество резервов в иностранной валюте на сумму 629 млн. долларов — из которых она была должна оплатить — долларами — годовой счет за нефтяной импорт в количестве 1 241 млн. долларов, почти в два раза больше. Судан, Пакистан, Филиппины, Таиланд и многие другие страны в Африке и Латинской Америке столкнулись в 1974 с зияющими дефицитами в своих платежных балансах. В целом, по данным МВФ, развивающиеся страны имели в 1974 году общий торговый дефицит на сумму 35 млрд. долларов, колоссальная сумма в те дни. При этом не удивительно, что этот дефицит был ровно в четыре раза больше, чем в 1973 году, то есть, пропорционален повышению цены на нефть".
Уильям Энгдаль, Столетие войны.
С помощью проделанной махинации правящие круги Соединенных Штатов смогли сохранить в своих руках мировой печатный станок, а вместе с ним и все свои преимущества и привилегии. Теперь спрос на мировую валюту (доллары США) стал поддерживаться спросом на товар первой необходимости (нефть), исчезли узкие золотые рамки, а ценные бумаги Казначейства США стали привлекательным способом хранения долларовых накоплений. При всем при этом США сохранили право расплачиваться теми бумажками, которые они могут печатать в необходимом количестве.
"Если у вас на руках доллары, прямой и самый простой путь хоть что-то на них заработать – это купить американские же государственные ценные бумаги. Далее, нефтяные страны привлекают средства в основном в долларах, потому что всегда нужно занимать в той валюте, в какой поступают доходы, чтобы избежать дополнительных рисков по курсовой разнице, – соответственно, и активы они стараются держать в валюте долга, то есть долларах. Нефть нужна импортёрам, а значит, определённые резервы всегда будут в долларах, ну и чтобы они хоть как-то работали, их размещают в ликвидных долларовых американских облигациях. Как видите, никакого насилия – просто договорённости по правилам расчётов за нефть и рыночная позиция крупнейшего импортёра, который расплачивается собственной валютой. Договорённости по расчётам за нефть, накладывающиеся на объективные правила работы финансовых рынков, формируют неизбежные условия для того, чтобы весь мир инвестировал в экономику США".
Айдархан Кусаинов, советник председателя Национального банка Республики Казахстан
https://informburo.kz/mneniya/aidarkhan-kusainov/pochemu-nacionalnyy-fond-vkladyvaetsya-v-amerikanskie-cennye-bumagi.html
С 1973 года в мировой финансовой системе сложилась парадоксальная ситуация - золото перестало быть мировыми деньгами, его последний представитель - доллар разорвал все золотые связи. Само золото никуда не исчезло, оно потеряло очередную функцию. Сначала золото перестало быть средством обращения, затем средством платежа, а с 70-х годов перестало быть мировыми деньгами, сохранив при этом функцию сокровища и товара. Нефть обладает всеми "урезанными" функциями золота. Доллар бы не смог оставаться представителем мировых денег, не имея определенного содержания, не будучи представителем особого товара, такого же универсального и общезначимого как золото. Подобные фокусы были возможны только внутри стран, где само государство, как классовый институт власти, является гарантом собственной валюты. Но для мирового рынка нужно нечто большее, чем голословные декларации даже такого мощного государства как США. Но Штаты вольно или невольно получили гарантии от всех нефтедобывающих стран мира, в том числе и СССР, который торговал своей нефтью за доллары (думаю, это тема отдельной статьи).
Таким образом мы увидели в истории некий перескок, своего рода смену содержания мировых денег с одного особенного общезначимого товара (золото) на другой особенный общезначимый товар (нефть). Но США не гарантируют никому, что в случае предъявления долговых обязательств или долларов они обменяют их на черное золото. Получается, что доллар не обеспечен? За этим вопросом скрывается еще один парадокс, ведь все страны в той или иной мере, в том числе и США, приняли нефтяной стандарт, т.е. согласились с тем, что нефть - мировые деньги, а доллар стал знаком нефти. Но в силу сложившихся исторических обстоятельств, по наследству, автоматически доллар мимикрировал под нефть. Если говорить более точно, то его мимикрировала команда президента Никсона, используя исторические обстоятельства, и это величайшая афера XX века - печатать в одной стране валюту, за обеспечение которой отвечает весь нефтяной мир!
Кстати, ни для кого не секрет, что Федеральная Резервная Система США - это неправительственная организация состоящая из крупных частных банков? Т.е. на поверку выходит так, что капиталисты всего мира передали право печатать знаки нефти или представителя мировых денег в руки владельцев транснациональных банков. Но это совсем другая история...
Так когда рухнет нефтедоллар? Когда образуется новый центр силы, который будет вести расчеты в новых или старых мировых деньгах и составит конкуренцию доллару собственной валютой на основе нефти, или многие страны вовсе откажутся от валюты посредника и переключатся на бартер. От "капиталистов-неудачников", которые не участвуют в дележе мировой ренты ФРС, требуется только желание, экономический интерес огромен. Бросая взгляд на прецедент 1973 года, другие варианты не кажутся такими уж не осуществимыми.
Кирилл Поляков
Источник: beskomm.livejournal.com