Нам солнца не надо, работу давай! - «Экономические новости»
Отпуск становится непозволительной роскошью для большинства россиян
Отпускной сезон открывается в нашей стране без особой помпы: большинство россиян в добровольно-принудительном порядке продолжат трудиться в поте лица своего — у станка, за компьютером или, в лучшем случае, «отдохнут» на дачном участке. А кто-то возьмет отпуск на одной работе, чтобы удвоить усилия на подработке.
Две трети россиян (66%) заявили, что пропустят летний отпускной сезон. Поездки этим летом планируют 34% наших сограждан, большинство из них будут путешествовать на автомобиле внутри России и не собираются выезжать за границу. Об этом свидетельствуют результаты исследования Аналитического центра НАФИ.
При этом 38% россиян предпочтут провести отпуск на даче. На втором месте по популярности пляжный отдых (34%) — кому не по карману море, поплавают в речке или пруду поблизости от дома.
А вот 5% россиян хотят отдыхать исключительно за рубежом. Сторонников зарубежного отдыха больше среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга, людей в возрасте 25−34 лет и тех, кто оценивает материальное положение своей семьи как хорошее. Еще меньше — 2% жителей России собираются провести отпуск в поездках и по стране, и за ее пределы.
Такие серьезные изменения в отпускных предпочтениях большинства россиян исследователи объясняют, в основном, влиянием пандемии.
— В условиях до сих пор существующих ограничений, препятствующих выездному туризму, популярность поездок на отдых на автомобиле среди российских туристов будет только возрастать, — прогнозирует директор направления исследований в сферах туризма и транспорта Аналитического центра НАФИ Ирина Иванкова. — Для дальнейшего развития внутреннего туризма в России необходимо улучшать дорожную инфраструктуру, а также решать не связанные с ней проблемы автопутешественников — такие, как невозможность сохранять постоянную скорость движения, отсутствие или низкое качество мобильной связи вдоль трасс и другие.
Безусловно, это весьма дельные рекомендации, и все же отметим, что если прежде не будут решены проблемы отечественной экономки в целом, то скоро, возможно, воспользоваться туристической инфраструктурой страны будет почти некому.
Ведь, скорее всего, проблема здесь не только в пандемийных ограничениях (они, скажем откровенно, совсем в нашей стране не жесткие), и не в страхе отпускников перед вирусом ковида. Куда более серьезным препятствием для полноценного отдыха в отпуске являются падающие доходы россиян на фоне растущих цен, а тут еще и безработица строит гримасы за окошком.
И теперь очень даже просто оказаться в числе тех, кто вместо отпускных получает пособие, а то и без него вынужден обходиться, перебиваясь случайными заработками.
Четверть россиян уже столкнулась с риском бедности. В коронавирусном 2020 году 24,6% населения России, или 36 млн человек, имели доход ниже 60% от медианного — подсчитала аналитическая служба международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza.
Таким образом, четверть российского населения можно отнести к категории малообеспеченных — согласно международной методологии люди с соответствующими доходами рискуют столкнуться с бедностью, считают исследователи. И отмечают, что таких россиян в два раза больше, чем «официально бедных» — под российское определение бедности подпадают лица, чей ежемесячный доход не дотягивает до прожиточного минимума.
Поэтому половина страны постоянно перерабатывает сверх всяких норм: и чтобы свести концы с концами, и чтобы не оказаться «слабым звеном» в ходе очередной кадровой оптимизации на предприятии. Как сообщает телеканал «RT на русском» со ссылкой на исследования аналитического центра сервиса для управления бизнесом «Битрикс24», 47% россиян заявили, что им приходится работать сверхурочно.
Не многим их них удается откладывать средства на отпускные перспективы, большинство «просто на жизнь» зарабатывают. А наш «человеческий капитал» не перегреется в процессе такой суровой ковки своего материального благополучия?
— Наша страна давно находится на первых позициях по максимальному количеству отработанных часов. Мы опережаем даже Германию, но пока отстаем от Китая и Японии, — отмечает доцент базовой кафедры ТПП РФ «Развитие человеческого капитала» РЭУ им. Г.В. Плеханова Людмила Швец. — Это, конечно, связано с тем, что у нас продолжительность рабочей недели больше, чем в большинстве развитых стран.
Помимо того, у нас большое количество отработанных сверхурочных часов и высокая вторичная занятость. И то, это не отражает реальную картину переработки, так как статистика считает только оформленную переработку и официально оформленную вторичную занятость.
Одна из основных причин переработок — существование такого непонятного для многих понятия, как «ненормированный рабочий день». В большинстве компаний не то что не используют, а даже не слышали о таком понятии, как «нормирование труда», и руководители сами определяют, что должен выполнить работник, зачастую нагружая работника еще и за «того парня», которого сократили.
Конечно, для руководителя это выгоднее, чем заниматься научной организацией и нормированием труда, автоматизировать и вводить инновационные технологии. А из-за низкой заработной платы работники вынуждены еще и подрабатывать. Поэтому и отдыхать некогда.
Если работник берет отпуск по основному месту работы, он не может или не хочет брать отпуск на второй работе. Отлично, что сейчас правительство поддерживает кэшбеком отдых на территории России, а то процент путешествующих был бы еще меньшим.
А еще у большинства наших граждан, особенно в небольших населенных пунктах есть еще и третья работа — в огородах. И это тоже зачастую вынужденная мера. Иначе без личного хозяйства придется тратить и так маленькую заработную плату на продукты питания. Так что все в совокупности не позволяет большинству граждан полноценно использовать отпуск.
— Проблема не в том, что мы перерабатываем, проблема, чтобы не развернулась третья волна пандемии, и мы можем опять столкнуться с ограничениями и самоизоляцией, — считает заведующий кафедрой маркетинга Экономического факультета РУДН Александр Зобов. — Тема труда и отдыха, в действительности, многогранна и неоднозначна. Во-первых, я бы не стал бы абсолютно полагаться на результаты опроса россиян, что две трети не планируют отдыхать летом. По моим субъективным ощущениям, число тех, кто летом будет работать, существенно меньше.
Во-вторых, значительная часть работающих летом будет работать дистанционно или в смешанном формате. Многие данные показывают, что этим летом резко возрастет дачный отдых. Кстати, спрос и цены на пригородные дома и дачи вырос. Поэтому семья из 4 человек может летом жить на даче, кто-то один работает, остальные отдыхают. Какое здесь «выгорание» человеческого капитала?
В-третьих, пандемия многие бизнесы остановила, многие или вообще не работали, или был задействован неполный рабочий день. Поэтому когда режим ограничений был ослаблен, то естественно, эти работники будут наверстывать упущенное.
— Прогнозы, конечно, тревожные. Особенно с учетом уже пропущенного многими полноценного отпуска во время прошлогоднего периода пандемии, — считает психолог Елена Герасименко-Демченко. — Ведь что такое отпуск для работающего человека? Это не только те 2−3 недели, которые можно провести вдали от срочных дел, большого города, вырваться из привычного окружения. Это еще и предварительное время настройки на позитив: обдумывание программы и маршрута отдыха, поход в магазин за новым купальником или подводной маской. Словом, предвкушение радостного события, драйв! Отказываясь от всего этого, мы, конечно, вольно или невольно наказываем сами себя.
О каком психологическом благополучии может идти речь? Не забывайте, что человек — это единство биологического, социального и психического. Без отдыха и смены обстановки страдает наше физическое тело, привычное социальное окружение утомляет, настроение идет вниз. Увы, можно предположить значительный рост обращений к психологам в связи с тревожными расстройствами, депрессивными состояниями. Причем это произойдет не сразу, так как психика имеет свойство накапливать стресс 3−6 месяцев.
Валерий Цыганков
Источник: svpressa.ru