ПМЭФ: О чем умолчал Путин - «Экономические новости»
Выступление Владимира Путина на Петербургском международном экономическом форуме многими СМИ подавалось как судьбоносное. Надо отдать должное главе государства, его речь была полна предложений по развитию отечественной экономики. Однако насколько они способны изменить ситуацию в стране?
Форум в Северной столице считается одним из свидетельств того, что Россия играет ключевую роль для развития всей планеты. Видимо, подтвердить этот тезис должны были изображения присутствующих онлайн эмира Катара Тамима Бен Хамад Аль Тани и канцлера Австрии Себастьяна Курца.
Путин начал с постулата, что российская экономика стала восстанавливаться после пандемии. Правда, цифры говорят лишь о том, что спад не такой большой, как мог быть. Видимо, предел мечтаний — возвращение к докризисным темпам экономического роста. Напомним, до эпидемии ковида самой большой проблемой считались практически нулевые темпы роста ВВП, то есть стагнация. Оказывается, сейчас возвращение к этому режиму — это цель.
Потом было немало предложений, касающихся налоговой политики, развития промышленности. Надо улучшить инвестклимат, помочь бизнесу, поддержать молодежь. Есть и успехи, например, меры по поддержке семей оказались востребованными. Интересно, кто-то бы отказался от помощи в кризисный период?
Отдельно коснулся Путин темы строительства. По словам президента, экономический потенциал есть у всех субъектов, объем фактических инвестиций в инфраструктуру регионов за 2,5 года составит не менее 500 млрд рублей.
Что касается предложений об улучшении положения граждан, то Путин предложил продлить программу предоставления льготной ипотеки еще на год, до 1 июля 2022 года. «Ставка — 7%. Предельная сумма кредита единая для всех регионов — 3 млн рублей», — сказал Путин. Если смотреть на вещи без розовых очков, то у российских семей есть еще возможность хорошо переплатить за достаточно скромное жилье. Особенно, если учитывать, что с началом действия программы цены на рынке недвижимости серьезно выросли.
Коснулся президент и развития системы быстрых платежей. Объективное течение технического прогресса было подано Путиным как повод для радости. И безусловно, должны быть благодарны малые предприятия с численностью работников до 1500 человек — для них сохранится налоговая ставка.
Некоторой сенсацией стали слова Путина о завершении строительства первой нитки «Северного потока 2». «Именно сегодня, 2,5 часа назад, успешно завершена прокладка труб по первой нитке газопровода», — заявил Путин. Про трубопровод говорили много лет. Сейчас, наконец, Россия добилась «геополитической победы».
Затронул Путин и международные проблемы. Прежде всего, изменение климата. «Газ накапливается, нагревая планету», — поделился своими размышлениями глава государства. Понятно, что сегодня это тренд. Например, канцлер Австрии в своем выступлении, которое по определению должно было быть выдержано в комплиментарном духе, выражал согласие с Путиным именно по этому тезису. И конечно глава Австрии сказал о важности вакцинирования от коронавируса, с чем в принципе сложно спорить.
Главный вопрос, это чего не было в выступлении Путина. А не было там четкого и ясного образа будущего. Да, можно как-то изменить налоговую политику, можно бесконечно говорить общими словами об условиях для инвесторов. Разговоры о климате и вовсе всегда увлекательны. Спорить не с чем. Можно даже аплодировать, что несколько раз участники экономического форума и делали. Но какие перспективы есть у рядовых граждан? Получили ли они ответ на вопросы, которые поставила пандемия? А именно, как вообще изменится жизнь, к чему готовится, чем заниматься?
Директор Центра изучения гражданского общества Института инновационного развития, политолог Денис Зоммер считает, что выступление Путина соответствовало сложившемуся положению дел в стране:
— Петербургский международный экономический форум давно перестал быть событием международного значения. И это связано даже не с тем, кто на него приезжает и какие ораторы. Россия как страна практически не имеет последовательных союзников, как было раньше. Москва говорит о партнерстве с Западом, о стратегических отношениях с другими государствами, но фактически из всех союзников осталась только Белоруссия. И всё меньше и меньше может идти речь о союзнических отношениях даже с республиками Средней Азии и Закавказья.
Главная проблема в том, что Россия фактически не предлагает образа будущего. Если бы он был, то к нему потянулись бы другие игроки на международной арене. Вместо этого мы видим некую игру слов, за которыми нет конкретных дел.
Россия должна иметь проект, программу действий. Так было в советское время, но сейчас внятной повестки нет.
Российская экономика продолжает быть сырьевой. Соответственно, вся риторика заточена под перераспределение ресурсов в мире. Хотя формально создаются разные научные центры вроде «Сколково». Но основное внимание государства к тому, как будет работать «Северный поток 2».
Это сказывается и на внутренней политике. Граждане не верят, что могут повлиять на политику в стране. Конечно, это сказывается и на том образе будущего, который должен быть предложен миру со стороны России.
«СП»: — Президент мог вдохновить людей более конкретными предложениями по улучшению жизни в стране…
— У руководства страны просто нет понимания, что будет дальше. Либо же это понимание ограничивается общими фразами. Конечно, в Кремле есть тактические планы по поводу кратковременных изменений. У государства нет четкой идеологии, нет ясного понимания прошлого. Соответственно, нет и понятия о будущем страны.
Источник: svpressa.ru