Соловецкие острова ждут своей участи . - «Бизнес»
В 2010 году Госдума рассматривала комплекс поправок к закону об объектах культуры.
Первое чтение было, второго – нет. Суть – внедрение в употребление касательно некоторых объектов культуры понятия «религиозно-историческое место». Но это внешне, а на деле получившие этот статус имеют шанс получать дополнительное финансирование, а также сохранять в неприкосновенности свои внутренние устои. То есть никаких пирушек с участием туристов в «религиозно-историческом месте» не будет. Законопроект еще не принят, но многие выражают надежду на скорое его повторное рассмотрение, возможно, уже весной. А пока церковь и Министерство регионального развития продолжают решать судьбу Соловецкого архипелага: Минрегион – за свои статусы, церковь – за «религиозно-историческое место» (которого пока нет в законе). В итоге Соловецкий монастырь с прилегающими историческими сооружениями оказался не включенным в специальный госреестр. Островам нужен особенный правовой статус, который защищал бы все достоинства Соловков: природу, памятники, святыни, в конце концов, просто местных жителей.
А не нынешнее «сельское поселение». Такие мысли у Романа Балашова, заместителя губернатора по развитию Соловков. Архангельские власти готовы на все предложенные статусы, понимая, что это станет дополнительным источником денег. Даже сейчас кое-какие объекты существуют и за счет РПЦ, и за счет госбюджета, а с Минрегиона пока ждут развернутой программы по развитию Соловецкого архипелага. Подобное касается и Псково-Печерского монастыря, и Прилуцкого…всего около 10. Обретя новый статус, они получат и определенную степень защиты. Размеренная монастырская жизнь не будет нарушаться посетителями извне, объекты культуры будут находиться под надежной охраной, шумные празднества непозволительны. Таким образом духовное наследие сохраняется, например, на горе Афон. Туда без пропуска вообще не пускают, и только в ограниченном количестве. Это подтверждается словами инокини Ксении, что церковь имеет виды на все объекты постройки до 1917-го, вернее сказать, объективно имеет к ним интерес и ждет законодательного оформления.
Она также добавила, что и католические храмы, и мусульманские святыни будут иметь право на этот статус, точный смысл которого определится, как сказал участвовавший во внесении поправок Георгий Ивлиев, после второго чтения. Примеры потенциальных религиозно-исторических мест: казанские мечети, Агинский дацан (Забайкалье), Гунзэчойнэй (Петербург), тульский католический храм Петра и Павла, московский Святого Людовика Французского.