Сто дней закона. Новые правила организации торгов в госзакупках - «Новости - Энергетики»
C начала 2014 года в России вступил в силу новый закон, регламентирующий деятельность при организации торгов в госзакупках. Глава Комитета по развитию системы закупок Торгово-промышленной палаты РФ Александр Ястриб о первых месяцах работы нового федерального закона – 44-ФЗ. На смену утратившему
C начала 2014 года в России вступил в силу новый закон, регламентирующий деятельность при организации торгов в госзакупках. Глава Комитета по развитию системы закупок Торгово-промышленной палаты РФ Александр Ястриб о первых месяцах работы нового федерального закона – 44-ФЗ.
На смену утратившему силу 94-ФЗ, которым пользовались восемь лет, пришел новый федеральный закон – 44-ФЗ, который значительно ужесточил требования к исполнителям госконтрактов. Один из главных недостатков предыдущего регламента был, на мой взгляд, в том, что потенциальные исполнители контрактов оценивались преимущественно по ценовому критерию. Это зачастую приводило к злоупотреблениям: сомнительные фирмы демпинговали, выигрывали конкурсы, получали авансы, а затем бесследно исчезали, не исполнив своих обязательств. При этом предоставленные ими банковские гарантии очень часто оказывались фальшивыми. В то же время заказчики не имели права отказать в заключении контракта победителю торгов, предложившему наименьшую цену, даже если сомневались в его способности исполнить свои обязательства качественно и в срок.
Новый закон существенно ограничил возможности для демпинга относительно начальной цены контракта. Одно из положений 44-ФЗ гласит, что если участник торгов предложит цену, которая ниже стартовой более чем на 25%, то он обязан предоставить в полтора раза большее финансовое обеспечение. Кроме того, закон повысил требования к персоналу компаний-исполнителей, участвующих в торгах. Директор, главный бухгалтер и другие ключевые сотрудники проверяются на причастность к списку недобросовестных поставщиков. Не секрет, что на госторги нередко заявляется несколько компаний, зарегистрированных на одних и тех же лиц, – чтобы сымитировать конкурентную среду. Новый закон позволяет бороться с подобными проявлениями недобросовестной конкуренции.
44-ФЗ создал новые инструменты для повышения качества закупаемых товаров, работ и услуг и для контроля со стороны заказчика исполнения контрактов. Впрочем, контролировать могут не только заказчики. Один из ключевых элементов нового закона – Единая информационная система, в которую поступает полная информация обо всех этапах государственных закупок. Ознакомиться с ней может любое заинтересованное лицо начиная от финансовых организаций и заканчивая контролирующими органами. В эту систему включены документы по планированию закупок, реализации планов, информация об исполнении контрактов, результаты мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок. Система позволит сделать процедуру размещения и исполнения госконтрактов максимально прозрачной и повлиять на своевременность исполнения услуг и работ.
С принятием нового закона изменилась и роль банков в сфере госзакупок. Банки получили больше пространства для финансового контроля участников торгов. В рамках 44-ФЗ предусмотрена возможность банковского сопровождения контрактов. Этот инструмент помогает заказчику контролировать выполнение заказа – в том числе не допустить срыва его исполнения и при необходимости вовремя прибегнуть к одностороннему расторжению контракта. В период действия 94-ФЗ деньги, отправленные на счет исполнителя, растворялись в общей массе его средств и нередко уходили на цели, не связанные с исполнением контракта. Зачастую складывалась ситуация, когда у исполнителя просто не оставалось ресурсов для завершения работ по контракту, что приводило к срыву сроков исполнения федеральных или муниципальных программ, под нужды которых торги проводились.
При банковском сопровождении контракта исполнитель получает прямую выгоду в том, что его работа становится более понятной и прозрачной не только для заказчика, но и для банка. Это означает, что у исполнителя появляется возможность работать с банком по другим направлениям, в частности, рассчитывать на получение кредитных средств. Например, компания участвует в нескольких торгах и имеет пакет госконтрактов. Она решает приобрести какое-либо оборудование – предположим, строительную технику. Поскольку банк полностью отслеживает выполнение контрактов, он видит, что долгосрочный кредит на приобретение техники может быть погашен, в том числе за счет выполнения работ по госконтрактам. Таким образом, у добросовестных исполнителей госконтрактов появляются дополнительные возможности привлекать банковское финансирование для своего развития. При общей тенденции к замедлению темпов кредитования малого и среднего бизнеса подобными возможностями, думаю, пренебрегать не стоит.
По новому закону до 15% госзаказа должно приходиться на малый бизнес – это тоже новое при организации и проведении госзакупок. Как показали первые месяцы, пока готовность предприятий малого и среднего бизнеса участвовать в торгах оказалась не столь высока, как у крупных компаний. Но все предпосылки для роста их активности в сфере госзакупок есть. Правительство РФ утвердило соответствующие «дорожные карты» и доработало нормативную базу.
Анализируя первые три месяца работы закона, мы видим, что участников с сомнительной репутацией стало меньше, исполнители заказов начали относиться к участию в торгах более внимательно, сопоставляя свои возможности и усилия по реализации контрактов, а заказчики повысили требования по отбору потенциальных исполнителей и контролю. Какие-то более конкретные выводы и обобщения можно будет сделать по итогам года, однако сегодня одно уже совершенно ясно: новый закон работает.
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Смотрите также
из категории "Бизнес"