Сенатор Васильев: нужно обнулять патенты из недружественных стран для создания автобрендов - «Бизнес»
По словам Васильева, ни одна страна в мире на сегодняшний день не производит все комплектующие у себя. Как правило, это сотрудничество на уровне компаний и даже государств. "Поэтому локализация всех составляющих автомобиля — это не всегда логично, разумно и выгодно", — считает он.
Но в условиях санкций, когда с Россией напрямую отказались работать большинство традиционных поставщиков комплектующих, встает вопрос — каким образом нам поступить, добавил законодатель. "Либо заместить этих поставщиков на новых (здесь страновой выбор крайне ограничен, и есть риск попасть в новую "ловушку"), либо научиться импортозамещать самые передовые, наукоемкие узлы и компоненты, которые у нас ранее не производились. То есть все же делать свое", — подчеркнул он.
Васильев пояснил, что в отличие от мировой практики, когда производством комплектующих занимаются специализированные компании, которым автопроизводители заказывают необходимые узлы и детали, в российском автопроме этим занимаются сами автопроизводители, что нерационально, поскольку излишне трудозатратно и дорого.
"Я считаю, что оптимальным было бы ускорить этот процесс и создать один или несколько крупных кластеров, которые будут разрабатывать сложные узлы и производить комплектующие. Это позволит сконцентрировать в этих структурах лучшие научные и инженерно-технические кадры и добиться цели гораздо быстрее, чем каждое предприятие делало бы всё своё. Это позволит в итоге, в том числе, регулировать цены на готовые изделия", — отметил он.
Сенатор подчеркнул, что цены на новые автомобили в последнее время существенно росли. Так, в 2022 году легковые автомобили подорожали на 20%, их средняя стоимость приблизилась к 2,5 миллиона рублей. Если сравнить ценовые показатели, то получается, что в сравнении с 2014 годом средняя стоимость автомобиля выросла в 2,5 раза. "Если благодаря совместным усилиям правительства, поставщиков сырья и автопроизводителей удастся снизить цены, это будет большой прорыв", — уверен он.
"Кроме того, есть резон в краткосрочной перспективе отказаться от экологического стандарта Евро-5, но при этом стараться не спускаться ниже стандарта Евро-4, которого придерживаются наши партнеры по Евразийскому экономическому партнерству (ЕАЭС)", — заключил Васильев.