Сложные задачи. Кадровые проблемы российской электроэнергетики - «Новости - Энергетики» » Экономические новости.
Экономические новости. » Экономические новости » Недвижимость » Сложные задачи. Кадровые проблемы российской электроэнергетики - «Новости - Энергетики»
Сложные задачи. Кадровые проблемы российской электроэнергетики - «Новости - Энергетики»
Одним из важнейших условий успешного развития электроэнергетики является обеспечение подготовки специалистов высокой квалификации. Современная концепция организационно-кадровой работы в государственных структурах и частных отраслевых компаниях задает сложносоставной и комплексный уровень управления
Сложные задачи. Кадровые проблемы российской электроэнергетики - «Новости - Энергетики»
Одним из важнейших условий успешного развития электроэнергетики является обеспечение подготовки специалистов высокой квалификации. Современная концепция организационно-кадровой работы в государственных структурах и частных отраслевых компаниях задает сложносоставной и комплексный уровень управления коллективом предприятия, опирающийся в первую очередь на человеческий потенциал, который является основой существования предприятия или организации.

В этом смысле кадровая политика должна быть направлена на обеспечение кадровыми ресурсами всех направлений электроэнергетики, а также на внедрение системы непрерывного обучения, своевременной систематической переаттестации и повышения квалификации действующих и будущих специалистов отрасли.
Сложившаяся в последние годы ситуация на предприятиях электроэнергетики выявила существенные проблемы, связанные как с подготовкой, так и с численностью кадров для электроэнергетики. На предприятиях электроэнергетики и в научно-исследовательских институтах ощущается серьезный кадровый голод ученых, молодых специалистов, технических исполнителей и учеников рабочих специальностей, и все это на фоне непрерывной естественной убыли и оттока опытных квалифицированных кадров с электротехнических и промышленных предприятий.
По данным Ассоциации инженерного образования, в России в то же время имеется более 230 вузов, осуществляющих подготовку кадров для электро-, тепло- и атомной энергетики, а число обучающихся по энергетическим специальностям составляет около 110 тыс. человек. Несложно подсчитать, что в среднем на одно высшее учебное заведение приходится лишь около 480 студентов – это очень небольшая цифра для полноценного обеспечения кадрами российской электротехнической промышленности.
Каковы же причины столь небольшой численности обучающихся по энергетическим специальностям? Безу-
словно, нельзя назвать какую-то одну проблему. Скорее, это комплекс проблем, обусловленных низкой привлекательностью и социальным статусом научного и инженерно-технического персонала в глазах вчерашних выпускников школ. Ни для кого не секрет, что молодежь просто не хочет «идти в науку» вследствие низкой социальной защищенности, отсутствия перспектив самореализации и низких заработных плат. Для преодоления кадрового кризиса необходимо воссоздание эффективной кадрообразующей среды, которая будет включать в себя не только достойную оплату труда молодых специалистов, но и развитие многих нематериальных стимулов к плодотворному и результативному труду. То есть промышленное предприятие должно обеспечивать работникам тот комплекс социальных услуг, который способен удовлетворять потребности развитых работников.
Среди причин кадровой нехватки можно назвать и отсутствие четкого планирования потребности в разных специалистах в области энергетики, снижение заказов научно-исследовательских институтов к вузам на НИОКР, нехватку преподавательского состава в вузах. Обращая внимание в прошлое, стоит отметить, что советская система образования была четко структурирована и полностью покрывала кадровые потребности электротехнической отрасли. Первой ступенью образования была общеобразовательная школа, затем профессионально-технические училища (ПТУ), вуз и распределение молодых специалистов после вуза на промышленные предприятия. С уходом от плановой экономики система распределения ушла в прошлое, и сейчас большинство молодых специалистов, инженеров оседают в коммерческих отечественных и западных компаниях, не побывав на производстве и дня, занимаясь, по сути, менеджментом (что, конечно, тоже немаловажно), а не реальными научными исследованиями или практическими и опытными разработками. Сказывается также нынешнее состояние российской системы образования: практически полное исчезновение ПТУ, обеспечивающих предприятия основной производительной силой, ощущается явный численный перекос специалистов с высшим образованием в ущерб «синим воротничкам».

Научное сообщество также весьма озабочено сложившейся кадровой ситуацией и предлагает свои пути решения, а именно консолидацию вузов и отраслевых электротехнических предприятий в установлении долговременных и содержательных связей между собой, совместный пересмотр учебных планов и программ в целях усиления практических форм обучения. Необходимо сообща сфокусировать внимание на улучшении подготовки по необходимым в современных реалиях непрофильным предметам: экономика, IT – и открывать новые направления подготовки в рамках двухступенчатой системы образования («прикладной бакалавр» и «магистр-инженер»).
Немаловажно также продолжать непрерывное послевузовское обучение специалистов в части плановых повышений квалификации и переподготовки специалистов, внутренних организационных аттестаций. Безусловно, необходима инициатива и от электротехнических предприятий в части осмысления ответственности, места и роли предприятий и компаний в процессе подготовки кадров. Необходим активный диалог и интенсивное сотрудничество между электротехническими предприятиями и вузами в определении потребности числа студентов различных профильных специальностей, то есть предприятия должны формировать вузам своеобразный заказ на специалистов, осуществляя таким образом профессиональное наставничество в образовательном процессе. Одним из вариантов такого наставничества является направление своих ведущих специалистов в вузы для чтения лекций и проведения практических занятий (практики, семинары, курсовые и дипломные проекты).
В этом смысле интересен опыт Государственного научного центра ФГУП «Всероссийский электротехнический институт имени В. И. Ленина» (ФГУП ВЭИ) который, несмотря на существующие трудности, продолжает проводить политику непрерывного сотрудничества с вузами. В частности, ФГУП ВЭИ связывают многолетние тесные связи с Московским энергетическим институтом (техническим университетом), выпускники которого составляют основу кадрового состава ФГУП ВЭИ.
Институтом подписан ряд соглашений с высшими учебными заведениями по взаимодействию в процессе обучения и трудоустройства, среди которых: Московский инженерно-физический институт (государственный университет), Московский государственный институт электроники и математики (технический университет), Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, Московский государственный технологический университет («Станкин»), Иркутский государственный технический университет, Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых, Дагестанский государственный технический университет.

В рамках взаимодействия с учебными заведениями в процессе обучения и трудоустройства ФГУП ВЭИ ведет работу по заключению соглашения о сотрудничестве с НОУ ВПО ЭЭИ – негосударственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Экономико-энергетический институт», осуществляющим корпоративную подготовку квалифицированных рабочих кадров, специалистов среднего и высшего профессионального образования, а также переподготовку и повышение квалификации кадров предприятий и организаций энергетической отрасли. Кроме того, заключено соглашение о создании Научно-образовательного центра (НОЦ) с Дагестанским государственным техническим университетом для координации научно-исследовательских работ и учебного процесса университета по приоритетному направлению «Энергетика и энергосбережение». На последнем этапе процедуры подписания находится соглашение о создании Республиканского НОЦ «Энергосбережение в электротехнике» с Дагестанским государственным университетом, согласованное с Минобрнауки России и Правительством Дагестана. Деятельность центра будет направлена на интеграцию и координацию усилий учебного, научного и производственного потенциала участников соглашения для совместных действий в образовательной и научной областях, включая деятельность, направленную на реализацию Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы.

ФГУП ВЭИ также участвует в мероприятиях, обогащающих базовые знания учащихся, делится научным опытом с молодым поколением. Из недавних событий можно отметить ежегодное мероприятие – Третью Всероссийскую молодежную научную школу «Прикладные математика и физика: от фундаментальных исследований к инновациям» (Летняя школа ПМФ-2012), состоявшуюся в июле 2012 года. Организатором Летней школы выступило Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский физико-технический институт» (МФТИ) при содействии НИЦ «Курчатовский институт». Мероприятие, получившее статус ежегодного, проводилось в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России в 2009–2013 годах». Участие в работе Школы ПМФ-2012 принимали абитуриенты, студенты магистратуры и выпускники бакалавриата, преподаватели российских вузов, аспиранты НИИ и вузов, научные сотрудники. ФГУП ВЭИ курировал работу секции Школы ПМФ-2012 «Высокоэффективные источники света». Представляя свой доклад на тему «Безэлектродные СВЧ-газоразрядные лампы. Плазменные светооптические устройства», сотрудники ФГУП ВЭИ ставили своей целью не только поделиться информацией с коллегами, но и передать научный опыт представителям молодого поколения, учитывая, что преемственность поколений ученых и непрерывность передачи научных знаний позволяет не только сформулировать задачи, требующие решения, но и отыскивать решения проблем, стоящих перед учеными в различных областях науки.
Промышленность, транспорт, производство электроэнергии на электростанциях, инновационные способы обработки материалов, космическая отрасль, экология производства и потребления электрической энергии, внедрение электротехники в медицину – вот лишь небольшая часть стратегического промышленного комплекса России, где необходимы высококлассные специалисты. Это означает, что перед инженерами-электротехниками, учеными, разработчиками электрооборудования и технологических процессов встают новые, более сложные задачи, открывается широкое поле деятельности на ближайшие десятилетия.

Игорь Кудрявцев, первый заместитель генерального директора ФГУП ВЭИ

{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


       
Экономические новости
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика