Астрономы обнаружили галактику, оставившую за собой огромный газовый "хвост", светящийся в рентгеновском диапазоне - «Наука и технологии» » Экономические новости.
Экономические новости. » Экономические новости » Технологии » Астрономы обнаружили галактику, оставившую за собой огромный газовый "хвост", светящийся в рентгеновском диапазоне - «Наука и технологии»
Галактика CGCG254-021

В далеком скоплении галактик ученые-астрономы обнаружили достаточно редкое явление - огромное вытянутое газовое облако, своего рода "хвост", который оставила пролетевшая в этой области космоса галактика CGCG254-021. Галактика CGCG254-021, в свою очередь, входит в состав скопления Zwicky 8338, которое находится на удалении 700 миллионов световых лет от Земли. А оставленный ею хвост перегретого межзвездного газа, который достаточно ярко светится в рентгеновском диапазоне, имеет длину порядка 250 тысяч световых лет.

Температура газа, из которого сформирован "хвост", составляет порядка 10 миллионов градусов, что в 3 раза горячей температуры облаков межзвездного газа, которые находятся в скоплении Zwicky 8338. Следует отметить, что эти температуры были рассчитаны по данным о яркости рентгеновского излучения, которые были получены при помощи космической рентгеновской обсерватории Chandra.

Такой хвост, оставленный в космосе галактикой CGCG254-021, и промежуток, отделяющий его от галактики, являются свидетельствами тому, что в недрах этой галактики исчерпались все запасы газа, который может быть использован в процессах формирования новых звезд. И это, в свою очередь, указывает на то, что галактика CGCG254-021 через непродолжительное время превратится в умирающую неактивную галактику, состоящую только из старых звезд.

Однако, потеря галактикой CGCG254-021 запасов своего газа может обернуться выгодой для всего скопления в целом. Это облако может стать "островком", в пределах которого начнут формироваться новые звезды, которые в будущем могут объединиться в новую галактику. Исследования этой области космоса в диапазоне инфракрасного света показали, что в галактике CGCG254-021 и в оставленном ею хвосте сейчас идут не очень активные процессы звездного формирования. Но если в недрах галактики они в будущем могут закончиться совсем, то в недрах газового облака их интенсивность со временем может увеличиться.

Кроме всего вышеперечисленного, ученые обнаружили ударные волны, которые распространяются внутри газового облака. Причина возникновения этих мощных волн, перемещающихся со сверхзвуковыми скоростями, пока еще не до конца понятна, но ученые подозревают, что они возникают в результате сложных гравитационных и магнитных полей, которые существуют внутри скопления Zwicky 8338.

"Процессы, происходящие внутри "хвоста", оставленного галактикой CGCG254-021, являются ярким примером динамичности среды в скоплениях галактики" - рассказывает Геррит Шелленбергер (Gerrit Schellenberger), ученый-астроном из университета Бонна, Германия, - "Кроме этого, газовое облако состоит не только из водорода, в нем достаточно много и других, более тяжелых элементов. И это должно несколько облегчить формирование новых звезд, которые, словно шлейф, протянутся в космос за "убегающей" галактикой".