Ученые обнаружили "радиоуправляемые" гены - «Наука и технологии» » Экономические новости.
Экономические новости. » Экономические новости » Технологии » Ученые обнаружили "радиоуправляемые" гены - «Наука и технологии»
Ученые обнаружили "радиоуправляемые" гены - «Наука и технологии»
EPG-ген

Известно, что множество животных, таких, как птицы, пчелы, омары, тритоны и другие могут ощущать относительно слабое магнитное поле Земли и ориентироваться в пространстве при его помощи. Такие способности "прошиты" в генетическом коде этих животных и недавно исследователям из Балтимора удалось обнаружить соответствующую последовательность в геноме одной рыбы, стеклянного сомика (glass catfish, Kryptopterus bicirrhis), вычленить ее и внедрить эту последовательность в геном нервных клеток мозга подопытного грызуна. После такой генной модификации мозг грызуна стал чувствителен к электромагнитным волнам, а подобная технология может быть использована в будущем для неразрушающего контроля деятельности нервных клеток и клеток сердечных тканей, к примеру.

Ученым уже удавалось ранее идентифицировать гены, отвечающие за "магнитное восприятие" у голубей и некоторых типов бактерий. Большинство из этих генов являются частями очень сложных биологических механизмов, а ген, изъятый из стеклянного сомика уникален тем, что он работает полностью самостоятельно и не связан ни с какими другими сложными биохимическими комплексами.

Ученые производили поиски магнитного гена путем внедрения участков генома сомика в геном клеток яйца лягушки. Наблюдения за реакцией модифицированных яиц на магнитное поле позволили ученым идентифицировать ген, получивший название электромагнитно-чувствительного гена (electromagnetic perceptive gene, EPG). Как именно белки, вырабатываемые при помощи гена EPG, чувствуют магнитные поля, до сих пор остается загадкой для ученых, разгадать которую им предстоит в ближайшем будущем. Но эффект работы этих белков известен уже давно, этот белок наполняет ионами кальция клетку, что приводит к "срабатыванию" нейрона или сокращению клетки мышечной ткани, к примеру.

Исследователи считают, что сделанное ими открытие дает возможности для создания беспроводных биологических кардиостимуляторов и интерфейсов между мозгом и компьютером, использующими радиосигналы для связи с нервными клетками. Кроме этого, внедрение EPG-гена может стать тем, что даст животным и даже человеку еще один вид чувств - чувство магнитного и электромагнитного восприятия, подобного тому, которым обладают многочисленные супергерои из различных фантастических фильмов и произведений.