Энергоэффективность: Диалог бизнеса и власти - «Новости - Энергетики»
В декабре прошедшего года в Москве по инициативе Государственной думы ФС РФ, Межведомственной рабочей группы по инновационному законодательству при Администрации Президента РФ и Национального агентства стратегических проектов состоялся Международный энергетический форум «Инновации. Инфраструктура.
В декабре прошедшего года в Москве по инициативе Государственной думы ФС РФ, Межведомственной рабочей группы по инновационному законодательству при Администрации Президента РФ и Национального агентства стратегических проектов состоялся Международный энергетический форум «Инновации. Инфраструктура. Безопасность».
2010 год должен стать поворотным в развитии российского ТЭКа: крупные энергетические проекты (такие как «Северный поток», «Южный поток», ВСТО) выходят на стадию практической реализации. В связи с этим появилась необходимость обозначить стратегические направления развития ТЭКа, показать пути привлечения финансовых ресурсов и их объемы в каждом конкретном случае, а также пояснить стратегию государства во взаимодействии с крупнейшими отечественными и зарубежными энергетическими компаниями. С этой целью по инициативе Государственной думы ФС РФ, Межведомственной рабочей группы по инновационному законодательству при Администрации Президента РФ и Национального агентства стратегических проектов был организован Международный энергетический форум «Инновации. Инфраструктура. Безопасность».
В работе Международного энергетического форума приняли участие представители органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации и государств – участников СНГ, организаций международного сотрудничества, научного и экспертного сообщества, компаний энергетического комплекса, финансовых организаций, профессиональных союзов и объединений, СМИ.
Ключевой темой всех заседаний мероприятия была энергоэффективность. Также в рамках форума обсуждались вопросы внедрения инновационных технологий в сфере ТЭК, поиск и освоение альтернативных источников и пути формирования эффективной системы противодействия рискам чрезвычайных ситуаций в сфере ТЭК.
По итогам обсуждений, прошедших в рамках Международного энергетического форума «Инновации. Инфраструктура. Безопасность», выработана резолюция, которая будет доведена до сведения профильных министерств и ведомств Российской Федерации, а также профильных комитетов Совета Федерации ФС РФ и Государственной думы ФС РФ в качестве рекомендаций, направленных на практическую реализацию Энергетической стратегии России и совершенствование инновационного законодательства, политики налогового, тарифного и технического регулирования ТЭК.
Екатерина Попова,
помощник руководителя Администрации Президента РФ,
руководитель Межведомственной рабочей группы по инновационному законодательству при Администрации Президента РФ.
Одно из важнейших направлений модернизации экономики России – развитие энергетической отрасли. Очевидно, что для выполнения задач по конкретному развитию и обновлению энергетики в нашей стране обходимо сформулировать долгосрочную энергетическую стратегию, учитывающую сбалансированное развитие перспективных видов энергии. Сложившаяся ситуация требует изменения структуры энергетического баланса. Его оптимизация является одной из важнейших задач долгосрочной социально-экономической стратегии России до 2020 года.
–На прошедшем в декабре 2009 года расширенном заседании Межведомственной рабочей группы были рассмотрены вопросы развития альтернативной энергетики, инноваций в ТЭК, возможность принятия федерального закона о топливно-энергетическом балансе. Что вы как руководитель этой группы можете сказать об инновациях в топливно-энергетическом комплексе?
–Во всех развитых странах давно осуществляется государственная политика модернизации производства, включающая в себя понятие «эффективный собственник». Только в таком случае можно говорить об инновационном развитии.
У нас в стране, к сожалению, процветает такое понятие, как «невосприимчивость бизнеса к инновациям», что говорит о неэффективной государственной политике. Например, во многих странах, в том числе и в Соединенных Штатах, приняты определенные стандарты обновления основных фондов для разных отраслей. И если эти стандарты не выполняются, то компании (и частные, и монополии) платят большие штрафы.
Я считаю, что в качестве модернизационной такая стимулирующая мера для бизнеса должна
быть принята обязательно. Это и будет показателем эффективной политики, культуры общества, действенным взаимодействием государства и бизнеса, государственно-частным партнерством. Сейчас в Госдуме разрабатывается закон «Об инновационной системе Российской Федерации». Одним из важных положений этого закона должно стать как раз определение таких мер, которые с помощью налоговых и других рычагов стимулировали бы бизнес к внедрению инноваций.
На мой взгляд, необходимо не только внедрение инновационных технологий, но и применение государственного стимула, поощрительных бонусов для тех компаний, которые пока не стремятся нововведения внедрять.
–Должна ли Россия в рамках политики энергоэффективности сокращать использование, скажем, нефтепродуктов в пользу альтернативных источников энергии?
–Нужен федеральный закон о топливно-энергетическом балансе. Мы должны понять, какие источники энергии выгоднее использовать: газ, уголь, торф, возобновляемые, невозобновляемые. Это достаточно сложный механизм, но он должен быть создан, он есть во многих странах, например в Японии.
У нас такой практики нет, а это основной элемент государственной политики, и об этом неоднократно говорилось на заседаниях Госдумы, год назад были проведены парламентские слушания на эту тему. Я считаю, что такой закон необходим. Он сделает более прозрачным ведение бизнеса в разных отраслях.
–Как, по вашему мнению, должны строиться отношения между государством и промышленным сектором?
–Должна быть избирательная, структурная промышленная политика. Если в каких-то сферах мы потеряли все базовые производства, возможно, лучше приобрести целиком завод за границей. Но, закупив оборудование за рубежом, мы будем тратить огромное количество денег на его обслуживание.
Поэтому невозможно проводить такую тотальную закупочную политику по отношению ко всем отраслям. Там, где работают наши производства, наши технологии, их нужно всячески поддерживать. И очень важное значение имеет правильное определение конкурентоспособности России в таких отраслях. Комиссия под руководством академика Некипелова (Российская академия наук) в рамках поручения президента по составлению научно-технологического прогноза на долгосрочный период определила те области, где еще с советских времен и до сих пор Россия занимает высокое положение. Именно здесь и нужна государственная продержка. Я уверена, основной модернизационный рывок в современном цивилизованном обществе должен быть осуществлен за счет интеллектуального потенциала и новых технологий, совместных усилий государства и ответственных представителей крупного бизнеса, встраивающихся в общегосударственные программы.
2010 год должен стать поворотным в развитии российского ТЭКа: крупные энергетические проекты (такие как «Северный поток», «Южный поток», ВСТО) выходят на стадию практической реализации. В связи с этим появилась необходимость обозначить стратегические направления развития ТЭКа, показать пути привлечения финансовых ресурсов и их объемы в каждом конкретном случае, а также пояснить стратегию государства во взаимодействии с крупнейшими отечественными и зарубежными энергетическими компаниями. С этой целью по инициативе Государственной думы ФС РФ, Межведомственной рабочей группы по инновационному законодательству при Администрации Президента РФ и Национального агентства стратегических проектов был организован Международный энергетический форум «Инновации. Инфраструктура. Безопасность».
В работе Международного энергетического форума приняли участие представители органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации и государств – участников СНГ, организаций международного сотрудничества, научного и экспертного сообщества, компаний энергетического комплекса, финансовых организаций, профессиональных союзов и объединений, СМИ.
Ключевой темой всех заседаний мероприятия была энергоэффективность. Также в рамках форума обсуждались вопросы внедрения инновационных технологий в сфере ТЭК, поиск и освоение альтернативных источников и пути формирования эффективной системы противодействия рискам чрезвычайных ситуаций в сфере ТЭК.
По итогам обсуждений, прошедших в рамках Международного энергетического форума «Инновации. Инфраструктура. Безопасность», выработана резолюция, которая будет доведена до сведения профильных министерств и ведомств Российской Федерации, а также профильных комитетов Совета Федерации ФС РФ и Государственной думы ФС РФ в качестве рекомендаций, направленных на практическую реализацию Энергетической стратегии России и совершенствование инновационного законодательства, политики налогового, тарифного и технического регулирования ТЭК.
Екатерина Попова,
помощник руководителя Администрации Президента РФ,
руководитель Межведомственной рабочей группы по инновационному законодательству при Администрации Президента РФ.
Одно из важнейших направлений модернизации экономики России – развитие энергетической отрасли. Очевидно, что для выполнения задач по конкретному развитию и обновлению энергетики в нашей стране обходимо сформулировать долгосрочную энергетическую стратегию, учитывающую сбалансированное развитие перспективных видов энергии. Сложившаяся ситуация требует изменения структуры энергетического баланса. Его оптимизация является одной из важнейших задач долгосрочной социально-экономической стратегии России до 2020 года.
–На прошедшем в декабре 2009 года расширенном заседании Межведомственной рабочей группы были рассмотрены вопросы развития альтернативной энергетики, инноваций в ТЭК, возможность принятия федерального закона о топливно-энергетическом балансе. Что вы как руководитель этой группы можете сказать об инновациях в топливно-энергетическом комплексе?
–Во всех развитых странах давно осуществляется государственная политика модернизации производства, включающая в себя понятие «эффективный собственник». Только в таком случае можно говорить об инновационном развитии.
У нас в стране, к сожалению, процветает такое понятие, как «невосприимчивость бизнеса к инновациям», что говорит о неэффективной государственной политике. Например, во многих странах, в том числе и в Соединенных Штатах, приняты определенные стандарты обновления основных фондов для разных отраслей. И если эти стандарты не выполняются, то компании (и частные, и монополии) платят большие штрафы.
Я считаю, что в качестве модернизационной такая стимулирующая мера для бизнеса должна
быть принята обязательно. Это и будет показателем эффективной политики, культуры общества, действенным взаимодействием государства и бизнеса, государственно-частным партнерством. Сейчас в Госдуме разрабатывается закон «Об инновационной системе Российской Федерации». Одним из важных положений этого закона должно стать как раз определение таких мер, которые с помощью налоговых и других рычагов стимулировали бы бизнес к внедрению инноваций.
На мой взгляд, необходимо не только внедрение инновационных технологий, но и применение государственного стимула, поощрительных бонусов для тех компаний, которые пока не стремятся нововведения внедрять.
–Должна ли Россия в рамках политики энергоэффективности сокращать использование, скажем, нефтепродуктов в пользу альтернативных источников энергии?
–Нужен федеральный закон о топливно-энергетическом балансе. Мы должны понять, какие источники энергии выгоднее использовать: газ, уголь, торф, возобновляемые, невозобновляемые. Это достаточно сложный механизм, но он должен быть создан, он есть во многих странах, например в Японии.
У нас такой практики нет, а это основной элемент государственной политики, и об этом неоднократно говорилось на заседаниях Госдумы, год назад были проведены парламентские слушания на эту тему. Я считаю, что такой закон необходим. Он сделает более прозрачным ведение бизнеса в разных отраслях.
–Как, по вашему мнению, должны строиться отношения между государством и промышленным сектором?
–Должна быть избирательная, структурная промышленная политика. Если в каких-то сферах мы потеряли все базовые производства, возможно, лучше приобрести целиком завод за границей. Но, закупив оборудование за рубежом, мы будем тратить огромное количество денег на его обслуживание.
Поэтому невозможно проводить такую тотальную закупочную политику по отношению ко всем отраслям. Там, где работают наши производства, наши технологии, их нужно всячески поддерживать. И очень важное значение имеет правильное определение конкурентоспособности России в таких отраслях. Комиссия под руководством академика Некипелова (Российская академия наук) в рамках поручения президента по составлению научно-технологического прогноза на долгосрочный период определила те области, где еще с советских времен и до сих пор Россия занимает высокое положение. Именно здесь и нужна государственная продержка. Я уверена, основной модернизационный рывок в современном цивилизованном обществе должен быть осуществлен за счет интеллектуального потенциала и новых технологий, совместных усилий государства и ответственных представителей крупного бизнеса, встраивающихся в общегосударственные программы.
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Смотрите также
из категории "Недвижимость"