ФАС-контроль: Антимонопольный контроль на рынке электроэнергии - «Новости - Энергетики» » Экономические новости.
Экономические новости. » Экономические новости » Недвижимость » ФАС-контроль: Антимонопольный контроль на рынке электроэнергии - «Новости - Энергетики»
ФАС-контроль: Антимонопольный контроль на рынке электроэнергии - «Новости - Энергетики»
Сегодня уже можно сказать, что в России есть и продолжает формироваться рынок электроэнергии и есть целый ряд инструментов, который позволяет обеспечить надлежащий антимонопольный контроль на этом рынке. Контроль экономической концентрации, то есть контроль крупных сделок, например слияний,
Сегодня уже можно сказать, что в России есть и продолжает формироваться рынок электроэнергии и есть целый ряд инструментов, который позволяет обеспечить надлежащий антимонопольный контроль на этом рынке. Контроль экономической концентрации, то есть контроль крупных сделок, например слияний, поглощений, приобретений и пресечение нарушений антимонопольного законодательства в этой связи. Контроль развития самого рынка, если угодно, и рыночных отношений, в частности создание правил оптового рынка, розничного рынка, с разработкой систем и правил низкоинвестиционного доступа, и ряд других документов, которые способствуют возникновению необходимых условий конкуренции, уже существуют и работают, обеспечивая соблюдение законности, выполняя регулирующие функции. Есть также специальные инструменты, которые прописаны в рамках закона об электроэнергетике – контроль недопущения манипулирования ценами и мощностью на рынке электроэнергии и ряд других аспектов, которые учитываются антимонопольными органами при принятии решений в этой сфере.
ФАС-контроль: Антимонопольный контроль на рынке электроэнергии - «Новости - Энергетики»
Этому было посвящено выступление на IV ежегодной конференции «Российская электроэнергетика: новые условия развития» организованной газетой «Ведомости», Анатолия Голомолзина, заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы.
- Для рынка электроэнергии сформулирован ряд особенностей: сейчас в проекте находится постановление правительства по особенностям антимонопольного контроля в электроэнергетике. В частности, особенностями является то, что существуют иные пороговые значения для критериев доминирования на рынке электроэнергии; и при этом оговариваются специальные границы этого рынка, а именно границы зон свободного перетока. Скажем, нередко можно слышать или читать нечто подобное: «присутствие компании на электроэнергетическом рынке России», когда более корректно говорить не о рынке России в целом, потому что есть ценовые зоны и есть неценовые зоны. В этих ценовых зонах еще есть зоны свободного перетока, и именно в этих зонах как раз и определяются условия конкуренции, достаточности или дефицитности предложения и ряд других условий, которые характеризуют наличие либо отсутствие конкуренции.
В свое время, когда проходила реформа электроэнергетики, распоряжением правительства был утвержден состав генерирующих мощностей. Это четырнадцать территориальных генерирующих компаний, шесть оптовых генерирующих компаний и две крупные компании рынка: «РусГидро» и «Русэнергоатом». В целом они создают поле для формирования федерального оптового конкурентного рынка электроэнергии мощностей.
Далее, в процессе сделок слияний-приобретений происходили некоторые изменения в этой конфигурации. Антимонопольные органы рассматривали эти сделки. В частности, наверное, вы помните, обсуждался вопрос возможного слияния энергетических активов Газпрома и СУЭКа. После долгих дискуссий эти две организации приняли самостоятельные решения о том, чтобы эти сделки не осуществлять в силу каких-то причин. Антимонопольные органы очень внимательно анализировали эту сделку. Почему? Потому что происходит объединение энергетических активов, которые могут привести к усилению концентрации не только собственно на электроэнергетическом рынке, но и в сопряженных сферах; поскольку Газпром является монопольным и, безусловно, доминирующим поставщиком на рынке газа, а СУЭК является доминирующим поставщиком на рынке угля. И соответственно, деятельность Газпрома частично регулируется, но в то же время имеется возможность проявлять рыночную власть этой компанией в отношении своих контрагентов; то же самое касается СУЭКа.
Поэтому, когда мы рассматривали вопрос о консолидации активов этой крупной угольной компании, также был выставлен ряд требований поведенческого характера к ней, в том числе формирование договорных отношений. Также были иные сделки, которые осуществлялись группой лиц Газпрома. В рамках этих сделок выдавался ряд требований поведенческого характера – в большей степени они касались рынка газа. Параллельно формировалась и новая система договорных отношений на газовом рынке. В частности, был осуществлен переход на долгосрочные контракты по поставкам газа, что, естественно, создает, с точки зрения покупателей, организаций электроэнергетики, более стабильные условия и более стабильный инвестиционный климат и возможности для привлечения инвестиций под обеспеченные топливные потребности этих компаний.
Достаточно серьезная работа была проведена по совершенствованию этой системы контрактных отношений; и, в частности, по вопросам, которые были приняты во внимание со стороны антимонопольных органов, – это система штрафных коэффициентов, которая применяется в рамках долгосрочных договоров. В случае если происходит отклонение от заявленных объемов, в рамках этих договоров предполагалось, что могут применяться существенные санкции – до трех и более раз – за отклонения. Антимонопольные органы посчитали такие требования незаконными и необоснованными, и соответствующие судебные инстанции подтвердили это решение. И сейчас в рамках корректировки поставки газа уже принят первый ряд поправок, который позволяет более гибко заявлять объемы в рамках формируемых контрактов на поставку газа, а далее более детальные изменения и гарантии могут быть обеспечены в рамках правил дискриминационного доступа к услугам по магистральной транспортировке газа. Такой документ, согласованный ведомствами, в настоящее время находится в правительстве в степени готовности, и сейчас обсуждается вопрос о возможном принятии этого документа.
Также имел место ряд других сделок, достаточно крупных, в частности в рамках группы лиц СУЭКа, когда СУЭКу выставлялись требования поведенческого либо структурного характера: либо ограничение поведения с ценовой стратегией при подаче заявок, либо продажа ряда активов. При этом допускалась альтернативность выбора собственниками этих стратегий: поведенческий либо структурный. Мы исходили из сложности текущей экономической ситуации, из того, что не всегда возможна в этих условиях, скажем, продажа активов, поскольку они могут быть недооценены, по текущим рыночным условиям. Поэтому была реализована более гибкая стратегия требований в отношении этих компаний. Аналогичная ситуация касалась и ряда других сделок, которые проходили в это время; и в случае, если в соответствующих зонах свободного перетока происходило возникновение либо усиление доминирующего положения на рынке, такого рода требования структурного либо поведенческого характера выдавались этим компаниям.
Меры, которые мы применяем в порядке контроля соблюдения требований антимонопольного законодательства, также достаточно разнообразны, и сейчас антимонопольное законодательство как инструмент обеспечения условий конкуренции достаточно развито. В частности, сегодня говорилось о том, что на многих рынках формируются условия для формирования олигополий и каким образом реагировать на эту ситуацию мерами антимонопольного воздействия. Антимонопольное законодательство как инструмент этого воздействия позволяет данную проблему решать. В частности, сейчас в законе есть норма о коллективном доминирующем положении, когда несколько хозяйств-субъектов могут совместно занимать долю на рынке: три компании – более 50%, пять компаний – более 70%; и на такие компании, коллективно доминирующие на рынке, налагаются дополнительные обязательства как на компании, которые обладают соответствующей рыночной властью. И есть уже правоприменительная практика в этой области (пока не в электроэнергетике). Это рынки нефти и нефтепродуктов, это телекоммуникационный сектор, где мы сейчас такого рода дела и такого рода нормы рассматриваем.
Новая мера воздействия – это контроль и пресечение нарушений, связанных с манипулированием ценами на рынке электроэнергии. Этим монопольным органом принят порядок, который будет дополнен, в рамках постановления правительства по особенностям антимонопольного контроля.
Уже рассмотрено четыре дела по факту манипулирования ценами на рынке электроэнергии. Это манипулирование происходит либо путем существенного завышения цен на рынке электроэнергии, в условиях ограниченной конкуренции, либо по причине доминирования на этом рынке компании, либо по причине наличия у этих компаний исключительного положения, когда компания, даже не имея доминирующего положения, тем не менее в силу особенностей рынка электроэнергии имеет возможность подавать такие ценовые заявки, которые, безусловно, востребованы рынком, формирует завышенный уровень цен и приводит к ущемлению интересов большей части участников этого рынка – в частности, это касается потребителей рынка. В рамках этих дел также применяются и санкции, имеющие штрафной характер: порядка 200 млн. рублей, назначенных к перечислению в доход федерального бюджета по факту манипулирования ценами. А вообще, на рынке электро-энергии в порядке рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства рассмотрено значительное количество нарушений.
К сожалению, электроэнергетика осталась основным нарушителем антимонопольного законодательства. Исторически, даже когда еще рынок был монополизированным, эта отрасль преобладала в числе нарушителей антимонопольного законодательства. Сейчас нарушения трансформировались. Если раньше преимущественно речь шла об ущемлении интересов контрагентов, то сейчас, по мере развития рыночных отношений, уже возникает злоупотребление доминирующим положением на рынке, в результате которого происходит ограничение доступа на рынок новых участников, ограничение конкуренции на рынке, когда смежная энергоснабжающая организация пытается препятствовать появлению новых энергоснабжающих организаций на рынке.
Что интересно, в электроэнергетике стали появляться и новые категории нарушений. Скажем, раньше практически не было нарушений, связанных с согласованными действиями входящих субъектов. Сейчас таких нарушений уже порядка пятнадцати было выявлено за 2009 год.
Еще один новый тип нарушений появился – это недобросовестная конкуренция, когда, например, одни участники рынка распространяют неточные или недостоверные сведения о других участниках рынка, пытаясь занять соответствующее положение на рынке. От общего количества нарушений по такой статье электроэнергетика уже почетные 2% имеет на текущую дату – достаточно быстро набирает вес.
С одной стороны, это является доказательством того, что условия конкуренции существуют, поскольку появляются такого рода новые механизмы; с другой – свидетельствует о том, что еще недостаточно законопослушны вновь образуемые участники рынка. Поэтому есть достаточно серьезный инструмент санкций, который позволяет воздействовать на нарушителей антимонопольного законодательства.
Была введена система оборотных штрафов, и нарушители наказываются в размере от 1 до 15% от годового оборота за период, предшествующий периоду нарушения. Введены поправки в Уголовный кодекс, которые позволяют также применять подобные санкции в отношении участников, скажем, картельных сговоров, а также в отношении тех компаний, которые неоднократно злоупотребляли доминирующим положением на рынке. Но не только происходит ужесточение санкций – происходит и некоторое смягчение этих санкций. В частности, применительно к электроэнергетике важна норма недавно принятых поправок о том, что для монопродуктовых нарушителей антимонопольного законодательства размер санкций исчисляется не в диапазоне от 1 до 15%, а в диапазоне от 0,3 до 3%.
Сейчас также обсуждаются вопросы о том, чтобы ряд нарушений, которые приводят только к ущемлению интересов, а не к ограничению конкуренции, карался фиксированными штрафами, достаточно существенными, но не такими, которые могут поставить под вопрос деятельность в некоторых сферах. В частности, это касается электросетевых компаний. С одной стороны, есть необходимость обеспечить нормальные условия их взаимодействия с контрагентами, а с другой – создать все-таки условия для экономической деятельности. В целом последнее изменение в нормативной базе формирует условия для развития электроэнергетики. В частности, речь идет о принятии рынка в новой редакции поправок, связанных с формированием рынка мощностей.
Также в рамках этого документа есть необходимость обеспечить условия конкуренции. В том числе в июле этого года антимонопольные органы должны представить предложения по тому, в каких условиях необходимо вводить ограничения по рынку мощностей, в случае, если, например, отсутствуют условия для конкуренции; каким должен быть экономически обоснованный уровень этого, возможно, вводимого ограничения, для того, чтобы не снизить инвестиционную привлекательность этой деятельности. Эти вопросы будут решены в ближайшее время; и уже в июле мы будем готовы к проведению по новым правилам торгов на рынке мощностей, которые должны пройти в октябре этого года.
В частности, в рамках этих процедур и механизмов обсуждается, какие условия конкуренции могут быть дополнительно развиты в соответствующих зонах свободного перетока. Например, если высока концентрация в соответствующей зоне свободного перетока, то какие механизмы наряду с введением ограничений по предельной цене могут быть приняты? Например, расшивка узких мест в сетях для того, чтобы сделать более широкими зоны свободного перетока, чтобы обеспечить свободную конкуренцию в более широких географических границах. В этой ситуации отпадает необходимость введения соответствующих предельных ограничений. Сейчас, к сожалению, не всегда результаты торгов на конкурентных рынках учитываются в показателях и инвестпрограммах развития основных сетевых организаций. А именно такого рода механизмы наряду с ценовыми сигналами, которые формируются на рынке электроэнергии, позволяют как раз создавать такого рода ориентиры.

{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


       
Экономические новости
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика