Как сэкономить на тепле и не замерзнуть - «Новости - Энергетики»
Теплоснабжение является одним из социально значимых секторов энергетики, в первую очередь обеспечивающим жизненно важные благоприятные условия для проживания и работы людей. Прошлая зима, кстати, наглядно продемонстрировала огромную значимость этого сектора. Во многих странах мира уже давно поняли,
Теплоснабжение является одним из социально значимых секторов энергетики, в первую очередь обеспечивающим жизненно важные благоприятные условия для проживания и работы людей. Прошлая зима, кстати, наглядно продемонстрировала огромную значимость этого сектора. Во многих странах мира уже давно поняли, что существенного улучшения экономических и экологических характеристик производства тепловой энергии можно достичь с помощью тепловых насосов. О российском опыте в этом направлении рассказывает Исаак Гельфенбуйм, лауреат премии Правительства РФ, президент НП «Экологические технологии Урала».
И никто не сказал, как это делать
– Вы подняли вопрос о том, что информация о тех программах по теплоснабжению, которые разрабатывают в Государственной думе, в министерствах, в РЭА и которые необходимо реализовать на местах, зачастую не достигает своей цели. Как это понимать?
– Очень просто. Информация эта слишком сложна для многих людей. А надо сделать так, чтобы она была доступной самому широкому кругу работников.
– То есть доступной для специалистов даже самой низкой квалификации?
– Конечно. В органы местного самоуправления приходят разные работники. И далеко не каждый из них является специалистом в области теплоснабжения. На селе, скорее всего, это будут работники животноводства или растениеводства. Он живут в своих деревнях и вряд ли даже слышали, что такое тепловые насосы или светодиодное освещение. И такая картина наблюдается не только в сельской местности, но и во многих российских городах.
– И какой же вы видите выход?
– Мы, например, сейчас активизируем свою работу в Интернете. Уже в ближайшее время там начнут выступать специалисты, которые будут не только профессиональным и доступным языком освещать тему теплоснабжения, но и ответят на любые вопросы людей. Мы не только планируем ряд новых проектов, связанных с внедрением энергоэффективных технологий и наиболее дешевых с точки зрения финансирования, мы хотим оказать помощь органам местного самоуправления в выборе механизмов энергоэффективности. А главное – помочь людям понять, какие проблемы сегодня у них есть.
– Вы хотите сказать, что они этого не понимают?
– К сожалению, нет. Конечно, в органах местного самоуправления знают, что есть какой-то закон, что надо снижать энергопотребление. А вот как это делать, людям никто и не сказал.
Механизм устранения этого противоречия мы и предлагаем реализовать. Начнем через региональные центры энергоэффективности. Через те органы власти и организации, которые обязаны контролировать исполнение закона. Через инициативные частные предприятия, которые готовы прийти нам на помощь в этом важном деле.
А начало было положено в Перми
– У вас уже есть свои собственные реальные разработки в деле экономии теплоснабжения?
– Первое, что нам удалось сделать, – запустить три года назад проект теплонасосного снабжения на очистных сооружениях в Перми. Подчеркну, очистные сооружения миллионного города с бывшей котельной, на которую ежегодно тратили из казны до 11 миллионов рублей только на мазут! Не говоря о ремонте, замене оборудования, а также трубах, которые лежали на поверхности. Добавьте к этому обслуживающий персонал, который постоянно дежурил на важном стратегическом объекте, и несколько миллионов бюджетных рублей можно отнести к сэкономленным средствам. Сейчас котельная закрыта – она законсервирована. Работают тепловые насосы.
Начинали мы с установки немецкого оборудования. Сейчас уже ставим свои, отечественные тепловые насосы. Один из них, к примеру, с успехом действует в Йошкар-Оле в поселке Ясный на очистных сооружениях.
– Любое переоснащение всегда связано с финансовыми вопросами...
– Конечно, деньги нужны, но требуется их в разы меньше, чем для строительства новой котельной или даже ремонта старой. Сейчас очистные сооружения либо строят новые, либо ремонтируют старые. Процесс реконструкции обычно связан с модернизацией, снижением энергозатрат. А для этого котельная совсем не нужна. И вообще пора уже запретить сегодня строительство котельных на очистных сооружениях. На новых объектах государственная экспертиза должна стоять преградой на пути разбазаривания энергии.
Холодильник, только наоборот
– Расскажите немного о тепловых насосах.
– Тепловой насос – это устройство, обратное холодильнику. Холодильник забирает холод из окружающей среды, аккумулирует его, и мы в конечном итоге получаем минусовую температуру в морозильной камере. Другими словами, тепло выбрасывается наружу. С теплонасосами все с точностью до наоборот. Мы забираем тепло, аккумулируем его, а холод выбрасываем.
Стоимость получаемого тепла значительно ниже, чем на котельных, благодаря автономности работы тепловых насосов. На очистных сооружениях Перми три года назад была авария, и очистные сооружения из-за отсутствия подачи электроэнергии встали. Но через три часа после подачи электричества система отопления заработала. Если бы была котельная, то очистные сооружения на всю зиму могли встать и была бы у города очень серьезная проблема.
– Как дорого стоит обслуживание теплового насоса?
– А обслуживание холодильника дорого стоит? Так же и обслуживание теплового насоса: там один компрессор, два теплообменника.
– Почему тогда цена немецких тепловых насосов кусается?
– Все относительно. Вот, к примеру, проект в Перми окупился менее чем за два года. И это, напомню, на немецком оборудовании. На нашем затраты окупились бы еще быстрее. Хотя согласитесь, что и два года – это хороший период окупаемости.
– Наверное, немцы и устанавливали свои тепловые насосы?
– Нет, монтировали оборудование наши пермские ребята. Ведь технологически это несложно. Проблема была только на первой стадии. Сначала насосы к нам приходили с оборванными трубами. Немцы не знали, что у нас такие дороги. Но потом выводы были сделаны, и мы начали получать нормальное оборудование.
За тепловыми технологиями будущее!
– Если все так просто, почему до сих пор работают котельные и сжигают колоссальное количество мазута, тратят огромное количество человеко-часов на обслуживание невероятной паутины трубопроводов?
– Вот тут мы и возвращаемся к началу нашего разговора. Во-первых, как мы уже и говорили, это отсутствие достаточной и, главное, доступной информации. Во-вторых, это наша российская (скажем, помягче) ментальность. Есть масса организаций, которые занимаются проектированием, но подавляющее большинство из них просто не знает, что такое тепловые насосы. Даже в экспертизе многие специалисты не ответят на этот вопрос. Поставить насосы не проблема. Но нужны технические решения.
– А разве они более-менее не стандартные?
– Нет, в каждом случае они разные. Очистные сооружения всегда индивидуальные. Вот, к примеру, коттедж. Какое тут может быть техническое решение? Надо взять тепло из земли или из водоема, если он есть неподалеку, а можно из воздуха. Это разная цена, разное оборудование в зависимости от условий.
Мы ездили в Германию, смотрели, как там устанавливают тепловые насосы. Немцы за день делали две скважины глубиной до ста метров. У нас, к сожалению, пробурить скважину – пока дорогое удовольствие. А у них цена вопроса значительно дешевле.
– Понятно, что теплонасос качает тепло. Но как он выдает на-гора теплоэнергию?
– Компрессор запитывается электричеством. На киловатт потребления электроэнергии мы может получить до 7 киловатт тепловой энергии. Компрессор забирает и превращает низкопотенциальное тепло в высокопотенциальное.
– Интересно, а что будет, если к вам обратятся с просьбой установить тепловые насосы владельцы частных домов?
– Обращаются, но, к сожалению, это далеко не дешево. Бурение скважин для получения тепла, как я уже говорил, дороже, чем в той же Германии. И тем не менее если человек такую систему поставит, она себя окупит. Правда, не так быстро, как в Германии, но обязательно окупит.
– Какие перспективы вы видите в дальнейших разработках?
– Я думаю, что когда наш государственный механизм будет полностью направлен на то, чтобы организовать новые энергоэффективные технологии, то мы сможем поднять это важное направление на должный уровень в масштабах всей страны. И тогда очень многие частные фирмы, которые занимаются решением проблем теплоснабжения, могли бы получить немало заказов. Сегодня же большинство таких предприятий вынуждено просто прозябать из-за того, что они не востребованы.
Повторюсь: необходимо, чтобы государственный механизм заработал на полную мощность, только в этом случае мы начнем двигаться по пути энергоэффективности России семимильными шагами.
И никто не сказал, как это делать
– Вы подняли вопрос о том, что информация о тех программах по теплоснабжению, которые разрабатывают в Государственной думе, в министерствах, в РЭА и которые необходимо реализовать на местах, зачастую не достигает своей цели. Как это понимать?
– Очень просто. Информация эта слишком сложна для многих людей. А надо сделать так, чтобы она была доступной самому широкому кругу работников.
– То есть доступной для специалистов даже самой низкой квалификации?
– Конечно. В органы местного самоуправления приходят разные работники. И далеко не каждый из них является специалистом в области теплоснабжения. На селе, скорее всего, это будут работники животноводства или растениеводства. Он живут в своих деревнях и вряд ли даже слышали, что такое тепловые насосы или светодиодное освещение. И такая картина наблюдается не только в сельской местности, но и во многих российских городах.
– И какой же вы видите выход?
– Мы, например, сейчас активизируем свою работу в Интернете. Уже в ближайшее время там начнут выступать специалисты, которые будут не только профессиональным и доступным языком освещать тему теплоснабжения, но и ответят на любые вопросы людей. Мы не только планируем ряд новых проектов, связанных с внедрением энергоэффективных технологий и наиболее дешевых с точки зрения финансирования, мы хотим оказать помощь органам местного самоуправления в выборе механизмов энергоэффективности. А главное – помочь людям понять, какие проблемы сегодня у них есть.
– Вы хотите сказать, что они этого не понимают?
– К сожалению, нет. Конечно, в органах местного самоуправления знают, что есть какой-то закон, что надо снижать энергопотребление. А вот как это делать, людям никто и не сказал.
Механизм устранения этого противоречия мы и предлагаем реализовать. Начнем через региональные центры энергоэффективности. Через те органы власти и организации, которые обязаны контролировать исполнение закона. Через инициативные частные предприятия, которые готовы прийти нам на помощь в этом важном деле.
А начало было положено в Перми
– У вас уже есть свои собственные реальные разработки в деле экономии теплоснабжения?
– Первое, что нам удалось сделать, – запустить три года назад проект теплонасосного снабжения на очистных сооружениях в Перми. Подчеркну, очистные сооружения миллионного города с бывшей котельной, на которую ежегодно тратили из казны до 11 миллионов рублей только на мазут! Не говоря о ремонте, замене оборудования, а также трубах, которые лежали на поверхности. Добавьте к этому обслуживающий персонал, который постоянно дежурил на важном стратегическом объекте, и несколько миллионов бюджетных рублей можно отнести к сэкономленным средствам. Сейчас котельная закрыта – она законсервирована. Работают тепловые насосы.
Начинали мы с установки немецкого оборудования. Сейчас уже ставим свои, отечественные тепловые насосы. Один из них, к примеру, с успехом действует в Йошкар-Оле в поселке Ясный на очистных сооружениях.
– Любое переоснащение всегда связано с финансовыми вопросами...
– Конечно, деньги нужны, но требуется их в разы меньше, чем для строительства новой котельной или даже ремонта старой. Сейчас очистные сооружения либо строят новые, либо ремонтируют старые. Процесс реконструкции обычно связан с модернизацией, снижением энергозатрат. А для этого котельная совсем не нужна. И вообще пора уже запретить сегодня строительство котельных на очистных сооружениях. На новых объектах государственная экспертиза должна стоять преградой на пути разбазаривания энергии.
Холодильник, только наоборот
– Расскажите немного о тепловых насосах.
– Тепловой насос – это устройство, обратное холодильнику. Холодильник забирает холод из окружающей среды, аккумулирует его, и мы в конечном итоге получаем минусовую температуру в морозильной камере. Другими словами, тепло выбрасывается наружу. С теплонасосами все с точностью до наоборот. Мы забираем тепло, аккумулируем его, а холод выбрасываем.
Стоимость получаемого тепла значительно ниже, чем на котельных, благодаря автономности работы тепловых насосов. На очистных сооружениях Перми три года назад была авария, и очистные сооружения из-за отсутствия подачи электроэнергии встали. Но через три часа после подачи электричества система отопления заработала. Если бы была котельная, то очистные сооружения на всю зиму могли встать и была бы у города очень серьезная проблема.
– Как дорого стоит обслуживание теплового насоса?
– А обслуживание холодильника дорого стоит? Так же и обслуживание теплового насоса: там один компрессор, два теплообменника.
– Почему тогда цена немецких тепловых насосов кусается?
– Все относительно. Вот, к примеру, проект в Перми окупился менее чем за два года. И это, напомню, на немецком оборудовании. На нашем затраты окупились бы еще быстрее. Хотя согласитесь, что и два года – это хороший период окупаемости.
– Наверное, немцы и устанавливали свои тепловые насосы?
– Нет, монтировали оборудование наши пермские ребята. Ведь технологически это несложно. Проблема была только на первой стадии. Сначала насосы к нам приходили с оборванными трубами. Немцы не знали, что у нас такие дороги. Но потом выводы были сделаны, и мы начали получать нормальное оборудование.
За тепловыми технологиями будущее!
– Если все так просто, почему до сих пор работают котельные и сжигают колоссальное количество мазута, тратят огромное количество человеко-часов на обслуживание невероятной паутины трубопроводов?
– Вот тут мы и возвращаемся к началу нашего разговора. Во-первых, как мы уже и говорили, это отсутствие достаточной и, главное, доступной информации. Во-вторых, это наша российская (скажем, помягче) ментальность. Есть масса организаций, которые занимаются проектированием, но подавляющее большинство из них просто не знает, что такое тепловые насосы. Даже в экспертизе многие специалисты не ответят на этот вопрос. Поставить насосы не проблема. Но нужны технические решения.
– А разве они более-менее не стандартные?
– Нет, в каждом случае они разные. Очистные сооружения всегда индивидуальные. Вот, к примеру, коттедж. Какое тут может быть техническое решение? Надо взять тепло из земли или из водоема, если он есть неподалеку, а можно из воздуха. Это разная цена, разное оборудование в зависимости от условий.
Мы ездили в Германию, смотрели, как там устанавливают тепловые насосы. Немцы за день делали две скважины глубиной до ста метров. У нас, к сожалению, пробурить скважину – пока дорогое удовольствие. А у них цена вопроса значительно дешевле.
– Понятно, что теплонасос качает тепло. Но как он выдает на-гора теплоэнергию?
– Компрессор запитывается электричеством. На киловатт потребления электроэнергии мы может получить до 7 киловатт тепловой энергии. Компрессор забирает и превращает низкопотенциальное тепло в высокопотенциальное.
– Интересно, а что будет, если к вам обратятся с просьбой установить тепловые насосы владельцы частных домов?
– Обращаются, но, к сожалению, это далеко не дешево. Бурение скважин для получения тепла, как я уже говорил, дороже, чем в той же Германии. И тем не менее если человек такую систему поставит, она себя окупит. Правда, не так быстро, как в Германии, но обязательно окупит.
– Какие перспективы вы видите в дальнейших разработках?
– Я думаю, что когда наш государственный механизм будет полностью направлен на то, чтобы организовать новые энергоэффективные технологии, то мы сможем поднять это важное направление на должный уровень в масштабах всей страны. И тогда очень многие частные фирмы, которые занимаются решением проблем теплоснабжения, могли бы получить немало заказов. Сегодня же большинство таких предприятий вынуждено просто прозябать из-за того, что они не востребованы.
Повторюсь: необходимо, чтобы государственный механизм заработал на полную мощность, только в этом случае мы начнем двигаться по пути энергоэффективности России семимильными шагами.
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Смотрите также
из категории "Недвижимость"