Положительная динамика - «Новости - Энергетики»
Андрей Липатов, руководитель экспертной секции «Учет и регулирование потребления энергоресурсов» при Комитете по энергетике Госдумы РФ Финансирование энергоэффективных проектов в жилищно-коммунальной сфере как часть программы модернизации системы ЖКХ и внедрения энергоэффективных технологий в
Андрей Липатов,
руководитель экспертной секции «Учет и регулирование потребления энергоресурсов» при Комитете по энергетике Госдумы РФ
Финансирование энергоэффективных проектов в жилищно-коммунальной сфере как часть программы модернизации системы ЖКХ и внедрения энергоэффективных технологий в жилищно-коммунальном секторе страны – одна из тем состоявшегося заседания экспертной секции «Учет и регулирование потребления энергоресурсов» при Комитете по энергетике Госдумы РФ, членом которой является Андрей Агафонов, редактор журнала «Энергополис».
По результатам исследований, проведенных несколькими экспертными группами, использовавшими при подсчетах собственные методики расчетов, превышение тарифа на отопление квадратных метров над тарифом в гигакалориях составляет в разных регионах РФ от полутора до трех раз.
При том что получил широкое распространение и того и гляди станет общеизвестным тезис «приборы учета энергоресурсов резко сокращают подобные потери и риски», установка этих приборов до сих пор остается головной болью управляющих компаний, стоящих перед выбором в отсутствии такового, потому что закон выполнять надо. Выбора нет, а выхода у управляющих организаций есть целых два. Первый – ждать, когда их вынудят предпринимать предписанные законом меры по энергосбережению, начиная с установки узлов учета, что могут сделать либо власти, либо ресурсоснабжающие организации, либо сами жильцы, которые прознали про положительный эффект от соседей и из средств массовой информации типа ОБС (одна баба сказала). Второй – возглавить процесс и сделать его выгодным в том числе и себе как равноправным участникам рынка потребления коммунальных услуг.
До сих пор многие управляющие компании считают себя только посредниками в расчетах, по закону же являясь юридическими лицами, которые эти самые коммунальные услуги предоставляют. А откуда бы такие штрафы за неисполнение закона?
Так они и живут. Не то чтобы меж двух огней, но между молотом и наковальней. С одной стороны, заботы по организации собраний собственников с уговорами их на дополнительные расходы, связанные с установкой приборов. Прибавьте сюда технические сложности с организацией работ в каждом из управляемых домов (зачастую в сжатые сроки), обслуживание приборов, снятие показаний, ежемесячный расчет платежей населения. С другой стороны, штрафы до 600 тыс. рублей управляющим компаниям за нарушение требований, предусмотренных законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».
Пытаться всех понять нужно, но всех понять нельзя. Можно пытаться понять нашего человека, который не может оценить в перспективе личную выгоду от установки общедомового узла учета коммунальных ресурсов, например. Особенно сложно ему это сделать, если за нее, за ту самую перспективу, надо заплатить здесь и сейчас, и достаточно приличную сумму. И можно понять управляющую компанию, которая во исполнение закона лишь трамбует этого человека на установку приборов, скрывая то, что в ряде случаев выгоды может не быть вовсе и что далеко не в каждом доме расходы на отопление можно снизить благодаря узлам учета тепла.
Памятуя, что выбора у управляющей компании как у проводника закона нет, а выходов только два, обнаруживаем, что оба этих выхода при этом еще и закрыты. Замок проблем – финансы. Ключ к этим замкам – энергосервис, понятие, получившее в России широкую известность как термин и как не получившая распространения услуга в связи с несовершенством регулирующего законодательства. Закон чужой страны для адаптации в отечественных условиях списать нельзя, не наш это путь. Но можно изучить принципы организации и положительный опыт работы рынка энергосервисных услуг в странах Европы, в том числе и в странах бывшего социалистического лагеря (см. «Энергополис», № 5 (57), 2012, «Termomodernizacja. Сделано в Польше»).
По сути своей, энергосервис – комплексный подход, объединяющий технический, финансовый и социальный инжиниринг. При этом основа основ сервиса – финансовое обеспечение, где классическая схема выглядит так: энергосервисная компания проводит обследование, предлагает план модернизации, находит финансирование и проводит необходимые мероприятия от модернизации узлов учета до утепления чердаков и подъездов. Расчет с энергосервисной компанией идет из сэкономленных средств, что само по себе является стимулом для эффективной работы.
Если в России удастся повторить эту схему взаимодействий, что не представляется архистрашной задачей, тогда многие проблемы управляющих компаний и их абонентов будут сняты. Внедрение энергосервисных услуг – это как раз тот случай, когда государство может задать правила игры – без особого вложения бюджетных средств – и получить желаемый результат. Собственно, оно уже это делает, пусть и не столь быстро, как хотелось бы. Тем более что к этому подталкивают все участники рынка.
Самое время рассказать о «положительных примерах» на фоне «повсеместных перегибов на местах». Мурманск и область.
Далее везде
«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Мурманской области» – долгосрочная целевая программа, рассчитанная до 2015 года и на перспективу до 2020 года. Такие программы с 2010 года обязан иметь каждый регион. Зачастую они разрабатывались формально, для галочки. В Мурманской области к этому делу сначала подошли серьезно и обстоятельно, а потом начали скрупулезно исполнять намеченное, здраво полагаясь на то, что без добросовестного отношения к делу говорить о позитивном результате, за которым стоит будущее развитие региона, просто не приходится.
Одним из самых масштабных следствий столь скрупулезного подхода стал проект «Экономичный дом», в рамках которого в 2012 году предполагается охватить тысячу многоквартирных домов (МКД) в двух крупных населенных пунктах региона – Мурманске и Североморске с дальнейшей перспективой расширения проекта вначале еще на шесть муниципальных образований, а потом и на всю область.
Основа проекта – энергоаудит и энергосервисные договоры. Впервые массовая работа по энергосбережению началась с энергоаудита в рамках целого города – Североморска, а сам энергоаудит начался с инструментального обследования зданий.
Статистика в городах, где большинство зданий уже имеют приборы учета, показывает, что степень экономии от их применения будет разной, но положительная динамика все же есть. Так, в сталинках 50–60-х годов постройки одна только установка приборов учета позволяет экономить от 25 до 40% былых затрат на тепло. В кирпично-монолитных и кирпичных домах экономия составит от 10 до 25%, в современных панельных – 10–20%. Даже в панельных хрущевках есть экономия – около 7%. Не почувствуют экономии только маленькие дома на пару десятков квартир и меньше.
На первом этапе энергоаудита в Североморске были проведены обследования более чем трехсот домов. По каждому подготовлен паспорт, рекомендации по энергосбережению, установлены классы энергопотребления и оформлены энергосервисные договоры. Таким образом, в Североморске была получена верная точка отсчета, которая дала возможность правильно выстроить всю дальнейшую работу.
Провайдером и исполнителем на проект был выбран холдинг «Теплоком», главным конкурентным преимуществом которого был предложенный заказчику, в роли которого выступала администрация области, комплексный подход к осуществлению проекта. В многоквартирных домах устанавливаются современные теплопункты, комплект приборов учета и автоматические терморегуляторы. Система тепло- и горячего водоснабжения из открытой превращается в закрытую – независимую от теплоносителя, поступающего по магистральному трубопроводу. Теплообменники, за счет которых будет обеспечена замкнутая циркуляция теплоносителя, позволят подавать в инженерные системы дома воду с оптимальными характеристиками. Это исключит, помимо прочего, перепад температуры в системе. Оптимизация и удешевление работ в отдельно взятом многоквартирном доме достигается в том числе и благодаря новой технологии монтажа из блок-модулей высокой заводской готовности. В результате на месте вместо полусотни сварных швов делается четыре-пять. Соответственно, повышаются качество и надежность системы при будущей эксплуатации. Большие перспективы обещает унификация диспетчеризации. Раньше у каждого производителя была своя закрытая система удаленного снятия показаний общедомовых приборов учета. Теперь холдинг «Теплоком» предлагает так называемые облачные решения, позволяющие снимать информацию с любого оборудования. Плюсом ко всему названному идет возможность постоянного информирования граждан о текущем потреблении тепла в каждом конкретном доме, дистанционное снятие показаний, удаленная диспетчеризация с возможностью погодного регулирования теплопотребления, доступ к данным через веб-интерфейс и личный кабинет потребителя или же, если Интернет недоступен, ежемесячно через единый платежный документ.
Таких мелочей набирается в итоге на весьма приличную экономию, которую сможет ощутить на себе каждая управляющая организация, каждый собственник квартиры. И коль уж речь зашла про деньги и про ту самую «перспективу, за которую обычно надо заплатить сейчас и здесь», тогда… в Мурманске сделано все, как положено: затрат население не несет. Они покрываются за счет части прибыли от энергосбережения уже после установки всего необходимого оборудования и организации учета. Тарифы для населения остаются прежними. Первоначальные расходы на финансирование работ по проекту берут на себя холдинг «Теплоком» и работающий с ним в партнерстве Сбербанк. Возврат вложенных средств осуществляется за счет части прибыли от энергосбережения, получающейся за счет разницы оплаты по нормативу и по факту в течение 2–5 лет с момента внедрения. Как-то так.
– Думаю, особая популярность проекта «Экономичный дом» в том, что он изначально предполагает отсутствие каких-либо поборов и дополнительных платежей, – рассказывает Андрей Липатов, руководитель экспертной секции «Учет и регулирование потребления энергоресурсов» при Комитете по энергетике Госдумы РФ. – Кроме того, жители понимают, что получат коммунальные услуги качественно нового уровня, и заинтересованы в этом. В сочетании с полной прозрачностью данных учета потребленных коммунальных ресурсов это позволяет гражданам чувствовать себя полноправными участниками проекта. А управляющие компании области поддерживают проект в расчете на обновленную инженерную инфраструктуру МКД, ведь привести ее в порядок собственными силами у них нет никакой возможности.
Для Мурманской области проект имеет серьезное экономическое значение. Отопительный сезон здесь длится десять месяцев в году. Газовых котельных в регионе практически нет. Ресурсоснабжающие организации могут рассчитывать только на дорогой вид топлива – мазут. Бюджеты всех уровней вынуждены субсидировать эти закупки и всю отрасль теплоснабжения в целом, и все равно затраты на отопление в ежемесячных платежах за ЖКХ доходят до 60–70% всех вносимых сумм. В этих условиях заинтересованность местных властей в энергосберегающих мероприятиях, финансировать которые напрямую они не имеют права, выглядит вполне оправданной. Только по предварительным данным экономия средств бюджета и ресурсов (тепла, топлива, воды), средств населения составит не менее 30% – и не в рамках отдельно взятого дома, а в рамках крупного населенных пункта в целом.
Взаимодействие органов власти и исполнителей проекта помогло привлечь в регион инвестиции, которые только на первом этапе – в 2012 году – позволят привлечь в сферу энергосбережения 2 млрд. рублей, а еще через год-два эта сумма будет доведена до 10 млрд. рублей, что составляет примерно треть доходов бюджета области в 2012 году.
В чем же то неуловимое отличие данного проекта от прочих масштабных энергосберегающих начинаний в других регионах? В Мурманске решились выйти далеко за рамки требований закона № 261-ФЗ, причем не в отдельно взятом МКД, что делалось и раньше и оказалось чересчур затратным, но, впервые в России, с расчетом охватить крупные населенные пункты целиком. Проект уникален и по масштабам, и по объему привлеченных средств, и по гибкости применяемых финансовых решений, и по сложности решаемых задач, и по комплексному подходу, который позволяет говорить не только об энергосбережении, но и о полноценной энергоэффективности целых муниципалитетов.
Чтоб нам так жить
Аббревиатуру ЖКХ не без доли юмора в России расшифровывают как «Жалуйтесь Кому Хотите». Жаловаться в общем-то некому. Так и живем. Не жалуемся, опровергаем или уточняем известное выражение «к хорошему быстро привыкают», привыкая к плохому и к не очень-то уж и хорошему. И мы как-то уже и да. Живем, несмотря на рост тарифов на услуги ЖКХ в десять раз за последние десять лет. Нам понятно, что «затратные методы тарифообразования и волевые решения по пересмотру тарифов не стимулируют инвестиции в модернизацию ЖКХ и что поставщики энергоресурсов и услуг для населения не заинтересованы в модернизации ЖКХ». Но нам как-то не очень понятно, но привычно уже, что выросшие цены не привели к повышению качества услуг. Их, поставщиков-коммунальщиков, в общем-то устраивают существующий социальный статус и контролируемые ими в своих интересах денежные потоки. Другое дело, что мы, каждый из нас, кто все понимает, ко всему привыкли и живем не жалуясь…
Комфортные условия проживания здесь и сейчас – простое и понятное желание потребителя, абонента, человека. Удовлетворить это желание – задача компаний – участников рынка, поставщиков услуг в сфере ЖКХ. Пресловутые, навязшие в ушах инновации нужны сфере ЖКХ наяву, сейчас и еще быстрее. Состояние вопроса таково, что или не трогать этого вовсе, чтобы, не дай бог, не придавило при обрушении ветхой конструкции, или все-таки сначала самому «до основанья, а затем»… Но так или иначе, сегодня настала та самая стадия осознания значимости вопроса, когда надо уже срочно делать что-то по-настоящему, современно, правильно, технологично и качественно, а не как всегда, к чему мы уже привыкли.
И понятно, что существование такого инновационного финансового и технологического продукта, как комплексная энергосервисная схема, которая внедряется в Мурманске, возможно только в сотрудничестве и взаимодействии управляющих компаний, производителей приборов учета, энергосервисных компаний с ведущими кредитно-финансовыми учреждениями страны – Сбербанком, ВТБ, а также с региональными банками. Понятно и то, что Мурманск – это только лишь «положительный пример», которым необходимо ударить по классическому «разгильдяйству и бездорожью», успешный проект, имеющий все необходимое, чтобы стать типовым решением, что можно тиражировать по всей стране, «искореняя на корню», чтобы «неповадно было впредь»...
Андрей Агафонов
руководитель экспертной секции «Учет и регулирование потребления энергоресурсов» при Комитете по энергетике Госдумы РФ
Финансирование энергоэффективных проектов в жилищно-коммунальной сфере как часть программы модернизации системы ЖКХ и внедрения энергоэффективных технологий в жилищно-коммунальном секторе страны – одна из тем состоявшегося заседания экспертной секции «Учет и регулирование потребления энергоресурсов» при Комитете по энергетике Госдумы РФ, членом которой является Андрей Агафонов, редактор журнала «Энергополис».
По результатам исследований, проведенных несколькими экспертными группами, использовавшими при подсчетах собственные методики расчетов, превышение тарифа на отопление квадратных метров над тарифом в гигакалориях составляет в разных регионах РФ от полутора до трех раз.
При том что получил широкое распространение и того и гляди станет общеизвестным тезис «приборы учета энергоресурсов резко сокращают подобные потери и риски», установка этих приборов до сих пор остается головной болью управляющих компаний, стоящих перед выбором в отсутствии такового, потому что закон выполнять надо. Выбора нет, а выхода у управляющих организаций есть целых два. Первый – ждать, когда их вынудят предпринимать предписанные законом меры по энергосбережению, начиная с установки узлов учета, что могут сделать либо власти, либо ресурсоснабжающие организации, либо сами жильцы, которые прознали про положительный эффект от соседей и из средств массовой информации типа ОБС (одна баба сказала). Второй – возглавить процесс и сделать его выгодным в том числе и себе как равноправным участникам рынка потребления коммунальных услуг.
До сих пор многие управляющие компании считают себя только посредниками в расчетах, по закону же являясь юридическими лицами, которые эти самые коммунальные услуги предоставляют. А откуда бы такие штрафы за неисполнение закона?
Так они и живут. Не то чтобы меж двух огней, но между молотом и наковальней. С одной стороны, заботы по организации собраний собственников с уговорами их на дополнительные расходы, связанные с установкой приборов. Прибавьте сюда технические сложности с организацией работ в каждом из управляемых домов (зачастую в сжатые сроки), обслуживание приборов, снятие показаний, ежемесячный расчет платежей населения. С другой стороны, штрафы до 600 тыс. рублей управляющим компаниям за нарушение требований, предусмотренных законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».
Пытаться всех понять нужно, но всех понять нельзя. Можно пытаться понять нашего человека, который не может оценить в перспективе личную выгоду от установки общедомового узла учета коммунальных ресурсов, например. Особенно сложно ему это сделать, если за нее, за ту самую перспективу, надо заплатить здесь и сейчас, и достаточно приличную сумму. И можно понять управляющую компанию, которая во исполнение закона лишь трамбует этого человека на установку приборов, скрывая то, что в ряде случаев выгоды может не быть вовсе и что далеко не в каждом доме расходы на отопление можно снизить благодаря узлам учета тепла.
Памятуя, что выбора у управляющей компании как у проводника закона нет, а выходов только два, обнаруживаем, что оба этих выхода при этом еще и закрыты. Замок проблем – финансы. Ключ к этим замкам – энергосервис, понятие, получившее в России широкую известность как термин и как не получившая распространения услуга в связи с несовершенством регулирующего законодательства. Закон чужой страны для адаптации в отечественных условиях списать нельзя, не наш это путь. Но можно изучить принципы организации и положительный опыт работы рынка энергосервисных услуг в странах Европы, в том числе и в странах бывшего социалистического лагеря (см. «Энергополис», № 5 (57), 2012, «Termomodernizacja. Сделано в Польше»).
По сути своей, энергосервис – комплексный подход, объединяющий технический, финансовый и социальный инжиниринг. При этом основа основ сервиса – финансовое обеспечение, где классическая схема выглядит так: энергосервисная компания проводит обследование, предлагает план модернизации, находит финансирование и проводит необходимые мероприятия от модернизации узлов учета до утепления чердаков и подъездов. Расчет с энергосервисной компанией идет из сэкономленных средств, что само по себе является стимулом для эффективной работы.
Если в России удастся повторить эту схему взаимодействий, что не представляется архистрашной задачей, тогда многие проблемы управляющих компаний и их абонентов будут сняты. Внедрение энергосервисных услуг – это как раз тот случай, когда государство может задать правила игры – без особого вложения бюджетных средств – и получить желаемый результат. Собственно, оно уже это делает, пусть и не столь быстро, как хотелось бы. Тем более что к этому подталкивают все участники рынка.
Самое время рассказать о «положительных примерах» на фоне «повсеместных перегибов на местах». Мурманск и область.
Далее везде
«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Мурманской области» – долгосрочная целевая программа, рассчитанная до 2015 года и на перспективу до 2020 года. Такие программы с 2010 года обязан иметь каждый регион. Зачастую они разрабатывались формально, для галочки. В Мурманской области к этому делу сначала подошли серьезно и обстоятельно, а потом начали скрупулезно исполнять намеченное, здраво полагаясь на то, что без добросовестного отношения к делу говорить о позитивном результате, за которым стоит будущее развитие региона, просто не приходится.
Одним из самых масштабных следствий столь скрупулезного подхода стал проект «Экономичный дом», в рамках которого в 2012 году предполагается охватить тысячу многоквартирных домов (МКД) в двух крупных населенных пунктах региона – Мурманске и Североморске с дальнейшей перспективой расширения проекта вначале еще на шесть муниципальных образований, а потом и на всю область.
Основа проекта – энергоаудит и энергосервисные договоры. Впервые массовая работа по энергосбережению началась с энергоаудита в рамках целого города – Североморска, а сам энергоаудит начался с инструментального обследования зданий.
Статистика в городах, где большинство зданий уже имеют приборы учета, показывает, что степень экономии от их применения будет разной, но положительная динамика все же есть. Так, в сталинках 50–60-х годов постройки одна только установка приборов учета позволяет экономить от 25 до 40% былых затрат на тепло. В кирпично-монолитных и кирпичных домах экономия составит от 10 до 25%, в современных панельных – 10–20%. Даже в панельных хрущевках есть экономия – около 7%. Не почувствуют экономии только маленькие дома на пару десятков квартир и меньше.
На первом этапе энергоаудита в Североморске были проведены обследования более чем трехсот домов. По каждому подготовлен паспорт, рекомендации по энергосбережению, установлены классы энергопотребления и оформлены энергосервисные договоры. Таким образом, в Североморске была получена верная точка отсчета, которая дала возможность правильно выстроить всю дальнейшую работу.
Провайдером и исполнителем на проект был выбран холдинг «Теплоком», главным конкурентным преимуществом которого был предложенный заказчику, в роли которого выступала администрация области, комплексный подход к осуществлению проекта. В многоквартирных домах устанавливаются современные теплопункты, комплект приборов учета и автоматические терморегуляторы. Система тепло- и горячего водоснабжения из открытой превращается в закрытую – независимую от теплоносителя, поступающего по магистральному трубопроводу. Теплообменники, за счет которых будет обеспечена замкнутая циркуляция теплоносителя, позволят подавать в инженерные системы дома воду с оптимальными характеристиками. Это исключит, помимо прочего, перепад температуры в системе. Оптимизация и удешевление работ в отдельно взятом многоквартирном доме достигается в том числе и благодаря новой технологии монтажа из блок-модулей высокой заводской готовности. В результате на месте вместо полусотни сварных швов делается четыре-пять. Соответственно, повышаются качество и надежность системы при будущей эксплуатации. Большие перспективы обещает унификация диспетчеризации. Раньше у каждого производителя была своя закрытая система удаленного снятия показаний общедомовых приборов учета. Теперь холдинг «Теплоком» предлагает так называемые облачные решения, позволяющие снимать информацию с любого оборудования. Плюсом ко всему названному идет возможность постоянного информирования граждан о текущем потреблении тепла в каждом конкретном доме, дистанционное снятие показаний, удаленная диспетчеризация с возможностью погодного регулирования теплопотребления, доступ к данным через веб-интерфейс и личный кабинет потребителя или же, если Интернет недоступен, ежемесячно через единый платежный документ.
Таких мелочей набирается в итоге на весьма приличную экономию, которую сможет ощутить на себе каждая управляющая организация, каждый собственник квартиры. И коль уж речь зашла про деньги и про ту самую «перспективу, за которую обычно надо заплатить сейчас и здесь», тогда… в Мурманске сделано все, как положено: затрат население не несет. Они покрываются за счет части прибыли от энергосбережения уже после установки всего необходимого оборудования и организации учета. Тарифы для населения остаются прежними. Первоначальные расходы на финансирование работ по проекту берут на себя холдинг «Теплоком» и работающий с ним в партнерстве Сбербанк. Возврат вложенных средств осуществляется за счет части прибыли от энергосбережения, получающейся за счет разницы оплаты по нормативу и по факту в течение 2–5 лет с момента внедрения. Как-то так.
– Думаю, особая популярность проекта «Экономичный дом» в том, что он изначально предполагает отсутствие каких-либо поборов и дополнительных платежей, – рассказывает Андрей Липатов, руководитель экспертной секции «Учет и регулирование потребления энергоресурсов» при Комитете по энергетике Госдумы РФ. – Кроме того, жители понимают, что получат коммунальные услуги качественно нового уровня, и заинтересованы в этом. В сочетании с полной прозрачностью данных учета потребленных коммунальных ресурсов это позволяет гражданам чувствовать себя полноправными участниками проекта. А управляющие компании области поддерживают проект в расчете на обновленную инженерную инфраструктуру МКД, ведь привести ее в порядок собственными силами у них нет никакой возможности.
Для Мурманской области проект имеет серьезное экономическое значение. Отопительный сезон здесь длится десять месяцев в году. Газовых котельных в регионе практически нет. Ресурсоснабжающие организации могут рассчитывать только на дорогой вид топлива – мазут. Бюджеты всех уровней вынуждены субсидировать эти закупки и всю отрасль теплоснабжения в целом, и все равно затраты на отопление в ежемесячных платежах за ЖКХ доходят до 60–70% всех вносимых сумм. В этих условиях заинтересованность местных властей в энергосберегающих мероприятиях, финансировать которые напрямую они не имеют права, выглядит вполне оправданной. Только по предварительным данным экономия средств бюджета и ресурсов (тепла, топлива, воды), средств населения составит не менее 30% – и не в рамках отдельно взятого дома, а в рамках крупного населенных пункта в целом.
Взаимодействие органов власти и исполнителей проекта помогло привлечь в регион инвестиции, которые только на первом этапе – в 2012 году – позволят привлечь в сферу энергосбережения 2 млрд. рублей, а еще через год-два эта сумма будет доведена до 10 млрд. рублей, что составляет примерно треть доходов бюджета области в 2012 году.
В чем же то неуловимое отличие данного проекта от прочих масштабных энергосберегающих начинаний в других регионах? В Мурманске решились выйти далеко за рамки требований закона № 261-ФЗ, причем не в отдельно взятом МКД, что делалось и раньше и оказалось чересчур затратным, но, впервые в России, с расчетом охватить крупные населенные пункты целиком. Проект уникален и по масштабам, и по объему привлеченных средств, и по гибкости применяемых финансовых решений, и по сложности решаемых задач, и по комплексному подходу, который позволяет говорить не только об энергосбережении, но и о полноценной энергоэффективности целых муниципалитетов.
Чтоб нам так жить
Аббревиатуру ЖКХ не без доли юмора в России расшифровывают как «Жалуйтесь Кому Хотите». Жаловаться в общем-то некому. Так и живем. Не жалуемся, опровергаем или уточняем известное выражение «к хорошему быстро привыкают», привыкая к плохому и к не очень-то уж и хорошему. И мы как-то уже и да. Живем, несмотря на рост тарифов на услуги ЖКХ в десять раз за последние десять лет. Нам понятно, что «затратные методы тарифообразования и волевые решения по пересмотру тарифов не стимулируют инвестиции в модернизацию ЖКХ и что поставщики энергоресурсов и услуг для населения не заинтересованы в модернизации ЖКХ». Но нам как-то не очень понятно, но привычно уже, что выросшие цены не привели к повышению качества услуг. Их, поставщиков-коммунальщиков, в общем-то устраивают существующий социальный статус и контролируемые ими в своих интересах денежные потоки. Другое дело, что мы, каждый из нас, кто все понимает, ко всему привыкли и живем не жалуясь…
Комфортные условия проживания здесь и сейчас – простое и понятное желание потребителя, абонента, человека. Удовлетворить это желание – задача компаний – участников рынка, поставщиков услуг в сфере ЖКХ. Пресловутые, навязшие в ушах инновации нужны сфере ЖКХ наяву, сейчас и еще быстрее. Состояние вопроса таково, что или не трогать этого вовсе, чтобы, не дай бог, не придавило при обрушении ветхой конструкции, или все-таки сначала самому «до основанья, а затем»… Но так или иначе, сегодня настала та самая стадия осознания значимости вопроса, когда надо уже срочно делать что-то по-настоящему, современно, правильно, технологично и качественно, а не как всегда, к чему мы уже привыкли.
И понятно, что существование такого инновационного финансового и технологического продукта, как комплексная энергосервисная схема, которая внедряется в Мурманске, возможно только в сотрудничестве и взаимодействии управляющих компаний, производителей приборов учета, энергосервисных компаний с ведущими кредитно-финансовыми учреждениями страны – Сбербанком, ВТБ, а также с региональными банками. Понятно и то, что Мурманск – это только лишь «положительный пример», которым необходимо ударить по классическому «разгильдяйству и бездорожью», успешный проект, имеющий все необходимое, чтобы стать типовым решением, что можно тиражировать по всей стране, «искореняя на корню», чтобы «неповадно было впредь»...
Андрей Агафонов
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Смотрите также
из категории "Недвижимость"