Законопослушные нарушители - «Новости - Энергетики»
Галина Хованская, председатель Комитета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства ГД РФ На вопросы журнала «Энергополис» ответила Галина Петровна Хованская – депутат Государственной думы Федерального собрания РФ шестого созыва с декабря 2011 года, председатель Комитета по вопросам
Галина Хованская,
председатель Комитета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства ГД РФ
На вопросы журнала «Энергополис» ответила Галина Петровна Хованская – депутат Государственной думы Федерального собрания РФ шестого созыва с декабря 2011 года, председатель Комитета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, член фракции «Справедливая Россия».
– Наступил июль. Для наших граждан наступили непростые времена – по несколько процентов начинают прибавлять тарифы.
– В вопросах тарифов с первого июля люди почувствуют изменения. Тарифы будут подняты на 6%: на тепло, на холодную и горячую воду. Кроме того, поднимутся тарифы на газ и электроэнергию в пределах 15%. Но что самое неприятное – осенью нас ждет еще одно повышение. Будет увеличена оплата коммунальных услуг по теплоснабжению и водоснабжению. Суммарно получится, что по этому виду услуг тарифы вырастут на 12%. Отмечу, что по Москве не вырастет плата за жилищные услуги. Ситуация складывается такая: с одной стороны, да, у собственников есть право устанавливать плату за жилищные услуги. Но для нанимателей, то есть граждан, которые не приватизировали свое жилье, а также для тех собственников, которые ничего не хотят, то есть они ничего не принимают и не устанавливают, за них решение принимает власть. И в этой части ничего не меняется. Москва, пожалуй, остается единственным регионом, который дотирует до сих пор жилищные услуги, где-то процентов на шестьдесят. Но тарифы тем не менее будут кусаться. Это правда.
– Кроме этого все обязаны поставить счетчики на горячую и холодную воду?
– Вы наступаете на больную мозоль. Мы не смогли сдвинуть срок установки счетчиков, и автоматически у нас законопослушные граждане оказались нарушителями закона. Между тем все понимают, что ситуации бывают разные. Есть часть граждан, которые в силу неплатежеспособности не могут поставить счетчики. Но у нас есть и такие дома, в которых попросту нет технической возможности для установки счетчиков. Там – в некоторых старых домах – сначала нужно сделать серьезную реконструкцию или капитальный ремонт и только потом установить счетчики. В таких домах пока можно счетчики не устанавливать, на это есть соответствующий документ правительства. А что делать остальным?
В Москве было принято постановление, в соответствии с которым семьям с низкими доходами, а также нанимателям жилья счетчики должны устанавливаться за счет бюджета. Но кризис здесь свою печать тоже оставил, потому что приостановили действие постановления. Его распространили только на участников Великой Отечественной войны. На самом деле это правильная политика. Если мы хотим массовой установки счетчиков, надо бедным помочь справиться с этой нагрузкой.
– Конечно, если мы хотим экономить, то надо сосчитать и понять, что к чему. Но цены на все приборы учета взлетели вверх.
– Как всегда, спрос рождает предложения. Спрос вырос – рынок отреагировал соответствующим образом. Но я вам могу сказать, что установка счетчиков на воду очень эффективна во многих домах, я бы сказала, что в большинстве домов, потому что нормативы очень высоки. Они в два-три раза превышают наше реальное потребление. Поэтому здесь свою выгоду многие граждане поняли и сами инициируют процесс установки счетчиков на воду. А вот с теплом ситуация обстоит много хуже, потому что у нас домов, где можно в своем жилом помещении отрегулировать тепло, ничтожно мало. Это только новые, современные дома. Причем это очень выгодно, потому что при отъезде в отпуск или в командировку, а также любители спать в прохладе могут поставить регулятор на уровень 15–18 градусов. Замечу, что выключать совсем не стоит, так как весь дом не должен страдать от вашего поворота крана.
– Какие еще проблемы вас сейчас беспокоят?
– Сейчас меня в первую очередь беспокоит законопроект, который прошел первое чтение, и наша фракция, к сожалению не обладая большинством в Государственной думе, не смогла его остановить. В той редакции, в какой он принят, мы считаем, он не имеет права существовать. Речь идет о том, что основной моделью будущей системы финансирования капитального ремонта является принцип общего котла, когда все собственники в этот котел вносят свой обязательный платеж и после этого собственник может не беспокоиться. Другими словами, мы порождаем и стимулируем пассивность у собственника, хотя говорим, что собственник должен быть самостоятельным, должен отвечать за свое имущество и т.д. А здесь мы его как раз отстраняем от тех денег, которые он вносит, кстати, недобровольно.
– Это случайно или сознательно?
– Дело в том, что собственникам в будущем, конечно, придется платить за капитальный ремонт. Но мы каждый раз напоминаем о том, что существуют старые обязательства государства по недоремонту. Государству необходимо выполнить свои обязательства в этой части. Так вот, законопроект, который принимался в первом чтении, был попыткой отменить вообще эти старые обязательства. Прошла вторая версия. После слушаний горячим головам все-таки пришлось перенести законопроект и вернуть норму об обязанности бывшего наемодателя производить капитальный ремонт. Старый, тот, который возник еще на момент приватизации в доме. А по моим оценкам, где-то от 20% до трети домов нуждается в капитальном ремонте!
– За последнее время, за то время, что вы бьетесь в Думе, произошли ли сдвиги в положительную сторону? В чем они? А что не удалось?
– В нынешнем составе Думы сделать что-то очень сложно. Если нет положительной реакции Белого Дома, провести какую-то инициативу невозможно. Приведу мой собственный пример. В первом чтении прошел законопроект, который изменял редакцию Жилищного кодекса в лучшую для граждан сторону. Его потом, извините за выражение, промурыжили, он четыре года лежал, а потом без всякой аргументации отклонили. И я сейчас вынуждена те поправки, которые совершенно не утратили своей актуальности, вносить как отдельные законопроекты. Что помогает и кто мне помогает что-то делать для людей? Прежде всего Верховный суд, Конституционный суд и в меньшей степени, но все же и Высший арбитражный суд в части общего имущества собственников. Удается взаимодействовать с некоторыми судьями Конституционного суда. Они привлекают меня в качестве эксперта по некоторым вопросам. И уже по двум позициям были приняты соответствующие постановления, определения Конституционного суда, которые помогают собственникам жилья и помогают переселенцам при сносе их домов. То есть мне помогают только высшие судебные органы.
– Вы – большой оптимист.
– Нет, я – умеренный оптимист.
– А с сегодняшней своей позиции вы смотрите в будущее с позиции умеренного оптимиста или теряете оптимизм?
– Обычно к вечеру у меня оптимизма убавляется, но просыпаюсь утром, и я снова стараюсь что-то сделать.
Беседовал Алексей Иванов
Эффект энергоменеджмента
В контексте интервью с Г. Хованской свое мнение о пользе «интеллектуальных» систем учета электроэнергии высказал наш эксперт – генеральный директор Группы компаний «РусЭнергоМир» Антон Дьячков.
–Энергосберегающую и энергоэффективную политику можно вести только на основании точных измерений. Экономить получится только то, что можно точно измерить, поэтому для достижений поставленных целей важны как организация достоверного учета энергоресурсов, так и грамотное управление процессами энергосбережения, так называемый энергоменеджмент.
Большой экономический эффект можно получить от использования интеллектуальных приборов учета электроэнергии, объединенных в общую сеть на основе технологии smart metering. Пользу от таких сетей получают как поставщики электроэнергии, так и рядовые потребители. К примеру, абонентам будет полезна функция многотарифности, с помощью которой они смогут экономить, подключая энергоемкое оборудование, будь то стиральная машина или бойлер, в льготное (ночное) время. Эффект от использования этой схемы мы наблюдали в городе Мирный Архангельской области, где нами была создана многоуровневая автоматизированная система учета электроэнергии (МАСУЭ). Большинство потребителей ждало наступления ночи, чтобы включать электроприборы.
Поставщикам электроэнергии системы smart metering дают возможность в режиме онлайн получать достоверные данные от всех абонентов. К тому же они являются хорошим инструментом повышения платежной культуры потребителя, поскольку позволяют дистанционно и в одночасье ограничивать отдельного абонента в нагрузке или даже отключать его от сети. Также «умные» системы помогают установить фактическое потребление электроэнергии в местах общедомового пользования и выявлять очаги потерь, что практически исключает хищения электроэнергии.
Наравне с бытовыми потребителями в экономии затрат на энергоресурсы заинтересованы и крупные предприятия. По оценкам экспертов основными потребителями электроэнергии являются промышленное производство и строительство, а наименьшая доля (около 12%) приходится на население, поэтому более объясним интерес государства в обеспечении точного учета на крупном энергоемком производстве.
председатель Комитета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства ГД РФ
На вопросы журнала «Энергополис» ответила Галина Петровна Хованская – депутат Государственной думы Федерального собрания РФ шестого созыва с декабря 2011 года, председатель Комитета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, член фракции «Справедливая Россия».
– Наступил июль. Для наших граждан наступили непростые времена – по несколько процентов начинают прибавлять тарифы.
– В вопросах тарифов с первого июля люди почувствуют изменения. Тарифы будут подняты на 6%: на тепло, на холодную и горячую воду. Кроме того, поднимутся тарифы на газ и электроэнергию в пределах 15%. Но что самое неприятное – осенью нас ждет еще одно повышение. Будет увеличена оплата коммунальных услуг по теплоснабжению и водоснабжению. Суммарно получится, что по этому виду услуг тарифы вырастут на 12%. Отмечу, что по Москве не вырастет плата за жилищные услуги. Ситуация складывается такая: с одной стороны, да, у собственников есть право устанавливать плату за жилищные услуги. Но для нанимателей, то есть граждан, которые не приватизировали свое жилье, а также для тех собственников, которые ничего не хотят, то есть они ничего не принимают и не устанавливают, за них решение принимает власть. И в этой части ничего не меняется. Москва, пожалуй, остается единственным регионом, который дотирует до сих пор жилищные услуги, где-то процентов на шестьдесят. Но тарифы тем не менее будут кусаться. Это правда.
– Кроме этого все обязаны поставить счетчики на горячую и холодную воду?
– Вы наступаете на больную мозоль. Мы не смогли сдвинуть срок установки счетчиков, и автоматически у нас законопослушные граждане оказались нарушителями закона. Между тем все понимают, что ситуации бывают разные. Есть часть граждан, которые в силу неплатежеспособности не могут поставить счетчики. Но у нас есть и такие дома, в которых попросту нет технической возможности для установки счетчиков. Там – в некоторых старых домах – сначала нужно сделать серьезную реконструкцию или капитальный ремонт и только потом установить счетчики. В таких домах пока можно счетчики не устанавливать, на это есть соответствующий документ правительства. А что делать остальным?
В Москве было принято постановление, в соответствии с которым семьям с низкими доходами, а также нанимателям жилья счетчики должны устанавливаться за счет бюджета. Но кризис здесь свою печать тоже оставил, потому что приостановили действие постановления. Его распространили только на участников Великой Отечественной войны. На самом деле это правильная политика. Если мы хотим массовой установки счетчиков, надо бедным помочь справиться с этой нагрузкой.
– Конечно, если мы хотим экономить, то надо сосчитать и понять, что к чему. Но цены на все приборы учета взлетели вверх.
– Как всегда, спрос рождает предложения. Спрос вырос – рынок отреагировал соответствующим образом. Но я вам могу сказать, что установка счетчиков на воду очень эффективна во многих домах, я бы сказала, что в большинстве домов, потому что нормативы очень высоки. Они в два-три раза превышают наше реальное потребление. Поэтому здесь свою выгоду многие граждане поняли и сами инициируют процесс установки счетчиков на воду. А вот с теплом ситуация обстоит много хуже, потому что у нас домов, где можно в своем жилом помещении отрегулировать тепло, ничтожно мало. Это только новые, современные дома. Причем это очень выгодно, потому что при отъезде в отпуск или в командировку, а также любители спать в прохладе могут поставить регулятор на уровень 15–18 градусов. Замечу, что выключать совсем не стоит, так как весь дом не должен страдать от вашего поворота крана.
– Какие еще проблемы вас сейчас беспокоят?
– Сейчас меня в первую очередь беспокоит законопроект, который прошел первое чтение, и наша фракция, к сожалению не обладая большинством в Государственной думе, не смогла его остановить. В той редакции, в какой он принят, мы считаем, он не имеет права существовать. Речь идет о том, что основной моделью будущей системы финансирования капитального ремонта является принцип общего котла, когда все собственники в этот котел вносят свой обязательный платеж и после этого собственник может не беспокоиться. Другими словами, мы порождаем и стимулируем пассивность у собственника, хотя говорим, что собственник должен быть самостоятельным, должен отвечать за свое имущество и т.д. А здесь мы его как раз отстраняем от тех денег, которые он вносит, кстати, недобровольно.
– Это случайно или сознательно?
– Дело в том, что собственникам в будущем, конечно, придется платить за капитальный ремонт. Но мы каждый раз напоминаем о том, что существуют старые обязательства государства по недоремонту. Государству необходимо выполнить свои обязательства в этой части. Так вот, законопроект, который принимался в первом чтении, был попыткой отменить вообще эти старые обязательства. Прошла вторая версия. После слушаний горячим головам все-таки пришлось перенести законопроект и вернуть норму об обязанности бывшего наемодателя производить капитальный ремонт. Старый, тот, который возник еще на момент приватизации в доме. А по моим оценкам, где-то от 20% до трети домов нуждается в капитальном ремонте!
– За последнее время, за то время, что вы бьетесь в Думе, произошли ли сдвиги в положительную сторону? В чем они? А что не удалось?
– В нынешнем составе Думы сделать что-то очень сложно. Если нет положительной реакции Белого Дома, провести какую-то инициативу невозможно. Приведу мой собственный пример. В первом чтении прошел законопроект, который изменял редакцию Жилищного кодекса в лучшую для граждан сторону. Его потом, извините за выражение, промурыжили, он четыре года лежал, а потом без всякой аргументации отклонили. И я сейчас вынуждена те поправки, которые совершенно не утратили своей актуальности, вносить как отдельные законопроекты. Что помогает и кто мне помогает что-то делать для людей? Прежде всего Верховный суд, Конституционный суд и в меньшей степени, но все же и Высший арбитражный суд в части общего имущества собственников. Удается взаимодействовать с некоторыми судьями Конституционного суда. Они привлекают меня в качестве эксперта по некоторым вопросам. И уже по двум позициям были приняты соответствующие постановления, определения Конституционного суда, которые помогают собственникам жилья и помогают переселенцам при сносе их домов. То есть мне помогают только высшие судебные органы.
– Вы – большой оптимист.
– Нет, я – умеренный оптимист.
– А с сегодняшней своей позиции вы смотрите в будущее с позиции умеренного оптимиста или теряете оптимизм?
– Обычно к вечеру у меня оптимизма убавляется, но просыпаюсь утром, и я снова стараюсь что-то сделать.
Беседовал Алексей Иванов
Эффект энергоменеджмента
В контексте интервью с Г. Хованской свое мнение о пользе «интеллектуальных» систем учета электроэнергии высказал наш эксперт – генеральный директор Группы компаний «РусЭнергоМир» Антон Дьячков.
–Энергосберегающую и энергоэффективную политику можно вести только на основании точных измерений. Экономить получится только то, что можно точно измерить, поэтому для достижений поставленных целей важны как организация достоверного учета энергоресурсов, так и грамотное управление процессами энергосбережения, так называемый энергоменеджмент.
Большой экономический эффект можно получить от использования интеллектуальных приборов учета электроэнергии, объединенных в общую сеть на основе технологии smart metering. Пользу от таких сетей получают как поставщики электроэнергии, так и рядовые потребители. К примеру, абонентам будет полезна функция многотарифности, с помощью которой они смогут экономить, подключая энергоемкое оборудование, будь то стиральная машина или бойлер, в льготное (ночное) время. Эффект от использования этой схемы мы наблюдали в городе Мирный Архангельской области, где нами была создана многоуровневая автоматизированная система учета электроэнергии (МАСУЭ). Большинство потребителей ждало наступления ночи, чтобы включать электроприборы.
Поставщикам электроэнергии системы smart metering дают возможность в режиме онлайн получать достоверные данные от всех абонентов. К тому же они являются хорошим инструментом повышения платежной культуры потребителя, поскольку позволяют дистанционно и в одночасье ограничивать отдельного абонента в нагрузке или даже отключать его от сети. Также «умные» системы помогают установить фактическое потребление электроэнергии в местах общедомового пользования и выявлять очаги потерь, что практически исключает хищения электроэнергии.
Наравне с бытовыми потребителями в экономии затрат на энергоресурсы заинтересованы и крупные предприятия. По оценкам экспертов основными потребителями электроэнергии являются промышленное производство и строительство, а наименьшая доля (около 12%) приходится на население, поэтому более объясним интерес государства в обеспечении точного учета на крупном энергоемком производстве.
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Смотрите также
из категории "Недвижимость"