Бери и плати - «Новости - Энергетики»
Минэнерго представило для общественного обсуждения проект постановления Правительства РФ об оплате услуг по передаче электрической энергии с учетом оплаты резервируемой максимальной мощности. Соответствующее поручение профильному ведомству было дано еще в 2012 году в рамках утверждения Правил
Минэнерго представило для общественного обсуждения проект постановления Правительства РФ об оплате услуг по передаче электрической энергии с учетом оплаты резервируемой максимальной мощности. Соответствующее поручение профильному ведомству было дано еще в 2012 году в рамках утверждения Правил розничного рынка (Постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии <…>»).
Инициаторы нововведения, электросетевые компании, рассчитывают, что оплата резерва будет стимулировать потребителей освобождаться от избыточных мощностей и тем самым даст возможность экономить на новом строительстве и удовлетворять спрос на технологическое присоединение, «распаковывать» некоторые закрытые центры питания. Ситуация с нехваткой средств на новое строительство, по-видимому, стала особенно острой в условиях замороженного тарифа и пристального внимания к эффективности инвестпрограмм монополий со стороны высшего руководства страны. Другой аспект проблемы, который предлагается устранить с помощью введения оплаты резерва, – это распределение тарифной нагрузки между потребителями. Сетевые компании говорят, что существенная доля оплаты резерва в настоящее время перекладывается на потребителей, имеющих скромный резерв, в то время как производства с большим запасом неиспользуемой сетевой мощности платят за ее содержание меньше.
Концепция проекта, представленная Минэнерго, предусматривает оплату резерва исключительно потребителями с мощностью более 670 кВт. По данным ведомства, именно на их долю приходится 58% находящейся в резерве максимальной мощности подстанций в 70 регионах страны. Бесплатно пользоваться резервом крупные потребители смогут, только если в течение года он не превышал 40% максимальной мощности. Все, что превышает названную величину, потребитель будет оплачивать в размере 20% от ставки на содержание сетевого имущества. Для потребителей 1-й и 2-й категорий надежности, чьи технологические особенности производства требуют повышенной надежности энергоснабжения, создаются особые условия и применяются дополнительные коэффициенты.
Реакция адресатов предлагаемых мер – крупных потребителей – на инициативу Минэнерго, весьма негативная и категоричная, выражена в письме НП «Сообщество потребителей энергии» на имя министра энергетики, которое имеется в редакции. По мнению потребителей, проект не позволит достичь поставленных целей: возможные тарифные последствия не просчитаны, а используемые критерии и расчеты не обоснованы.
Потребители заявляют, что проблема дефицита мощности и закрытых центров питания есть только в нескольких регионах, а сети искусственно раздувают проблему, чтобы получить способ увеличения выручки без нарушения решений руководства страны о сдерживании роста тарифов, при этом снижать собственные издержки не хотят или не умеют.
Цифру в 20% к ставке на содержание тарифа для оплаты резерва, которую предложили в Минэнерго, авторы письма называют величиной «с потолка» и говорят, что потребители с мощностью от 670 кВт будут оплачивать всю региональную неиспользуемую сетевую мощность, а предлагаемый понижающий коэффициент 20% «будет не подарком крупным потребителям при запуске оплаты «резерва», а существенным превышением как их фактической доли в оплате содержания недозагруженной сетевой мощности региона, так и реальных затрат на содержание конкретных «зарезервированных» сетевых объектов.
В Партнерстве потребителей указывают, что в Минэнерго не предполагают выделения из необходимой валовой выручки сетевых организаций обоснованной доли расходов, используемой конкретно на поддержание «резерва» для соответствующих потребителей. В итоге, по мнению промышленников, платеж будет реальный, а услуга виртуальной. К тому же перераспределение тарифной нагрузки между потребителями планируется к учету только в следующем периоде регулирования, то есть может повлиять на темпы роста тарифа не ранее чем через 1,5 года.
НП «Сообщество потребителей энергии» обращает внимание на отсутствие анализа текущей ситуации с резервом сетевой мощности и возможных тарифных последствий в связи с введением платы. «Необходимый для этого мониторинг объема фактически поддерживаемого для потребителей резерва мощности по точкам поставки по всем сетевым организациям регионов не проводился. Не оценивалось, какая категория потребителей региона является реальным адресатом усилий сетевых организаций по поддержанию резервируемой максимальной мощности», – говорится в письме.
Критически к инициативе Минэнерго отнеслись и в ОАО «Россети». В своем отзыве представители компании отчасти вторят потребителям, указывают на отсутствие оснований при расчете предельной величины резервируемой мощности (речь о цифре 40%), которая не учитывает сезонность, возможное начало потребления в середине года и другие тонкости (письмо есть в редакции). Но по-видимому, больше всего сетевого монополиста смущают правовые риски: проект Минэнерго не предусматривает законодательных оснований для оплаты резерва мощности в составе услуг по передаче электрической энергии. В итоге, по мнению представителей ОАО «Россети», возникает риск отказа потребителей от оплаты резервируемой мощности при отсутствии фактического потребления.
Впрочем, в Минэнерго парируют довод об отсутствии расчетов тем, что анализ выполнен на примере трех регионов – Белгородской, Курской и Липецкой областей. По данным министерства, в этих субъектах больше 40% мощности не используют 73% потребителей. Тем не менее уже после разработки проекта и его общественного обсуждения Минэнерго все-таки обратилось в «Россети» за расчетами (копия запроса имеется в редакции).
На возможных последствиях подготовки проекта в отсутствие детальных расчетов потребители делают особый акцент: «…вследствие географической привязки центров питания в большинстве случаев на мощность, высвободившуюся при отказе крупного промышленного предприятия от «резерва», новые потребители не появятся. Крупные промышленные предприятия, как правило, расположены вдали от развивающихся жилых районов, деловых центров и зон перспективной застройки, где, по данным сетевых компаний, заявки на технологическое присоединение сталкиваются с наибольшим дефицитом мощности». Этот просчет концепции, подчеркивают в партнерстве, наиболее заметен на примере отдельных регионов (в частности, Республика Карелия) и моногородов, где нет и в обозримой перспективе не будет иных потенциальных потребителей сравнимого объема сетевой мощности, кроме данного промышленного предприятия. В итоге содержание высвободившегося «резерва» максимальной мощности в таких центрах питания, не востребованного при новом технологическом присоединении (то есть не вошедшего в фактическую потребляемую мощность), будет включено в котловой тариф и вернется в счета за услуги по передаче электроэнергии для отказавшегося от «резерва» потребителя».
Потребители также обращают внимание на то, что «в ставке на содержание, по которой согласно проекту должен оплачиваться «резерв», учтены расходы на содержание всех сетевых мощностей региона, то есть включен весь «резерв» абсолютно всех потребителей региона. При этом, исходя из характера регионов и центров питания с дефицитом сетевой мощности, «резерв» выбран прежде всего «льготными» категориями потребителей до 150 кВт на уровнях напряжения СН2-НН». При номинальном сохранении уровней тарифов это очередной вариант перекрестного субсидирования, резюмируют в НП «Сообщество потребителей энергии».
Представители НП Гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний в целом одобряют инициативу Минэнерго, но считают целесообразным применить отлагательные условия для оплаты резерва (письмо также есть в редакции). Другими словами, обязать сетевые организации заранее предупреждать потребителя о наличии неиспользуемого резерва и возможности перераспределить его в пользу других потребителей.
По мнению аналитиков, введение платы за резерв не оттолкнет потребителей от дальнейшего строительства собственной генерации, хотя и увеличит сроки окупаемости таких проектов еще на один год. Крупные потребители, которые массово уходят с рынка, предпочитая строить собственные станции, не остановятся и не одумаются при росте ставки в 20%. Собственная генерация – это прежде всего способ сэкономить на дорогом тарифе на передачу энергии. Но при этом мало кто отсоединяется от сетей, сохраняя резерв на крайний случай. Оплата 40–50% неиспользуемой мощности значительно ухудшила бы экономику строительства потребителями собственной генерации, а оплата 100% резерва лишила бы ее смысла. Именно такие предложения готовили сетевые компании, которые предлагали увеличить долю оплачиваемого резерва до 100% в течение пяти лет, а также постепенно ввести плату и для других категорий потребителей.
В Минэнерго обобщают поступившие замечания к проекту постановления, но уже сейчас понятно, что его принятие в том виде, в котором он подготовлен министерством, приведет только к росту доходов сетевых компаний. Экономические стимулы для высвобождения «запертых» мощностей – дело хорошее, но вводить их необходимо только в отдельных регионах, где потребители действительно стоят в очереди на техприсоединение.
Инициаторы нововведения, электросетевые компании, рассчитывают, что оплата резерва будет стимулировать потребителей освобождаться от избыточных мощностей и тем самым даст возможность экономить на новом строительстве и удовлетворять спрос на технологическое присоединение, «распаковывать» некоторые закрытые центры питания. Ситуация с нехваткой средств на новое строительство, по-видимому, стала особенно острой в условиях замороженного тарифа и пристального внимания к эффективности инвестпрограмм монополий со стороны высшего руководства страны. Другой аспект проблемы, который предлагается устранить с помощью введения оплаты резерва, – это распределение тарифной нагрузки между потребителями. Сетевые компании говорят, что существенная доля оплаты резерва в настоящее время перекладывается на потребителей, имеющих скромный резерв, в то время как производства с большим запасом неиспользуемой сетевой мощности платят за ее содержание меньше.
Концепция проекта, представленная Минэнерго, предусматривает оплату резерва исключительно потребителями с мощностью более 670 кВт. По данным ведомства, именно на их долю приходится 58% находящейся в резерве максимальной мощности подстанций в 70 регионах страны. Бесплатно пользоваться резервом крупные потребители смогут, только если в течение года он не превышал 40% максимальной мощности. Все, что превышает названную величину, потребитель будет оплачивать в размере 20% от ставки на содержание сетевого имущества. Для потребителей 1-й и 2-й категорий надежности, чьи технологические особенности производства требуют повышенной надежности энергоснабжения, создаются особые условия и применяются дополнительные коэффициенты.
Реакция адресатов предлагаемых мер – крупных потребителей – на инициативу Минэнерго, весьма негативная и категоричная, выражена в письме НП «Сообщество потребителей энергии» на имя министра энергетики, которое имеется в редакции. По мнению потребителей, проект не позволит достичь поставленных целей: возможные тарифные последствия не просчитаны, а используемые критерии и расчеты не обоснованы.
Потребители заявляют, что проблема дефицита мощности и закрытых центров питания есть только в нескольких регионах, а сети искусственно раздувают проблему, чтобы получить способ увеличения выручки без нарушения решений руководства страны о сдерживании роста тарифов, при этом снижать собственные издержки не хотят или не умеют.
Цифру в 20% к ставке на содержание тарифа для оплаты резерва, которую предложили в Минэнерго, авторы письма называют величиной «с потолка» и говорят, что потребители с мощностью от 670 кВт будут оплачивать всю региональную неиспользуемую сетевую мощность, а предлагаемый понижающий коэффициент 20% «будет не подарком крупным потребителям при запуске оплаты «резерва», а существенным превышением как их фактической доли в оплате содержания недозагруженной сетевой мощности региона, так и реальных затрат на содержание конкретных «зарезервированных» сетевых объектов.
В Партнерстве потребителей указывают, что в Минэнерго не предполагают выделения из необходимой валовой выручки сетевых организаций обоснованной доли расходов, используемой конкретно на поддержание «резерва» для соответствующих потребителей. В итоге, по мнению промышленников, платеж будет реальный, а услуга виртуальной. К тому же перераспределение тарифной нагрузки между потребителями планируется к учету только в следующем периоде регулирования, то есть может повлиять на темпы роста тарифа не ранее чем через 1,5 года.
НП «Сообщество потребителей энергии» обращает внимание на отсутствие анализа текущей ситуации с резервом сетевой мощности и возможных тарифных последствий в связи с введением платы. «Необходимый для этого мониторинг объема фактически поддерживаемого для потребителей резерва мощности по точкам поставки по всем сетевым организациям регионов не проводился. Не оценивалось, какая категория потребителей региона является реальным адресатом усилий сетевых организаций по поддержанию резервируемой максимальной мощности», – говорится в письме.
Критически к инициативе Минэнерго отнеслись и в ОАО «Россети». В своем отзыве представители компании отчасти вторят потребителям, указывают на отсутствие оснований при расчете предельной величины резервируемой мощности (речь о цифре 40%), которая не учитывает сезонность, возможное начало потребления в середине года и другие тонкости (письмо есть в редакции). Но по-видимому, больше всего сетевого монополиста смущают правовые риски: проект Минэнерго не предусматривает законодательных оснований для оплаты резерва мощности в составе услуг по передаче электрической энергии. В итоге, по мнению представителей ОАО «Россети», возникает риск отказа потребителей от оплаты резервируемой мощности при отсутствии фактического потребления.
Впрочем, в Минэнерго парируют довод об отсутствии расчетов тем, что анализ выполнен на примере трех регионов – Белгородской, Курской и Липецкой областей. По данным министерства, в этих субъектах больше 40% мощности не используют 73% потребителей. Тем не менее уже после разработки проекта и его общественного обсуждения Минэнерго все-таки обратилось в «Россети» за расчетами (копия запроса имеется в редакции).
На возможных последствиях подготовки проекта в отсутствие детальных расчетов потребители делают особый акцент: «…вследствие географической привязки центров питания в большинстве случаев на мощность, высвободившуюся при отказе крупного промышленного предприятия от «резерва», новые потребители не появятся. Крупные промышленные предприятия, как правило, расположены вдали от развивающихся жилых районов, деловых центров и зон перспективной застройки, где, по данным сетевых компаний, заявки на технологическое присоединение сталкиваются с наибольшим дефицитом мощности». Этот просчет концепции, подчеркивают в партнерстве, наиболее заметен на примере отдельных регионов (в частности, Республика Карелия) и моногородов, где нет и в обозримой перспективе не будет иных потенциальных потребителей сравнимого объема сетевой мощности, кроме данного промышленного предприятия. В итоге содержание высвободившегося «резерва» максимальной мощности в таких центрах питания, не востребованного при новом технологическом присоединении (то есть не вошедшего в фактическую потребляемую мощность), будет включено в котловой тариф и вернется в счета за услуги по передаче электроэнергии для отказавшегося от «резерва» потребителя».
Потребители также обращают внимание на то, что «в ставке на содержание, по которой согласно проекту должен оплачиваться «резерв», учтены расходы на содержание всех сетевых мощностей региона, то есть включен весь «резерв» абсолютно всех потребителей региона. При этом, исходя из характера регионов и центров питания с дефицитом сетевой мощности, «резерв» выбран прежде всего «льготными» категориями потребителей до 150 кВт на уровнях напряжения СН2-НН». При номинальном сохранении уровней тарифов это очередной вариант перекрестного субсидирования, резюмируют в НП «Сообщество потребителей энергии».
Представители НП Гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний в целом одобряют инициативу Минэнерго, но считают целесообразным применить отлагательные условия для оплаты резерва (письмо также есть в редакции). Другими словами, обязать сетевые организации заранее предупреждать потребителя о наличии неиспользуемого резерва и возможности перераспределить его в пользу других потребителей.
По мнению аналитиков, введение платы за резерв не оттолкнет потребителей от дальнейшего строительства собственной генерации, хотя и увеличит сроки окупаемости таких проектов еще на один год. Крупные потребители, которые массово уходят с рынка, предпочитая строить собственные станции, не остановятся и не одумаются при росте ставки в 20%. Собственная генерация – это прежде всего способ сэкономить на дорогом тарифе на передачу энергии. Но при этом мало кто отсоединяется от сетей, сохраняя резерв на крайний случай. Оплата 40–50% неиспользуемой мощности значительно ухудшила бы экономику строительства потребителями собственной генерации, а оплата 100% резерва лишила бы ее смысла. Именно такие предложения готовили сетевые компании, которые предлагали увеличить долю оплачиваемого резерва до 100% в течение пяти лет, а также постепенно ввести плату и для других категорий потребителей.
В Минэнерго обобщают поступившие замечания к проекту постановления, но уже сейчас понятно, что его принятие в том виде, в котором он подготовлен министерством, приведет только к росту доходов сетевых компаний. Экономические стимулы для высвобождения «запертых» мощностей – дело хорошее, но вводить их необходимо только в отдельных регионах, где потребители действительно стоят в очереди на техприсоединение.
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Смотрите также
из категории "Недвижимость"