По всей России, кроме Москвы - «Новости - Энергетики» » Экономические новости.
Экономические новости. » Экономические новости » Недвижимость » По всей России, кроме Москвы - «Новости - Энергетики»
По всей России, кроме Москвы - «Новости - Энергетики»
Результаты исследования роста тарифов на коммунальные услуги в 2021 году в 15 крупнейших городах России с населением свыше 1 млн человек, которое провел Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ), показали, что расходы населения на ЖКУ растут быстрее доходов во всех городах-миллионниках, кроме
Результаты исследования роста тарифов на коммунальные услуги в 2021 году в 15 крупнейших городах России с населением свыше 1 млн человек, которое провел Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ), показали, что расходы населения на ЖКУ растут быстрее доходов во всех городах-миллионниках, кроме Москвы.

Предметом анализа ежегодного исследования Института является рост тарифов на коммунальные услуги в 15 российских «городах-миллионниках». В рамках исследования производился расчет совокупной платы за ЖКУ для типичного домохозяйства и ее сравнение с предельными индексами платы.

По оценкам ИПЕМ, рост доходов населения в 2020 году составил всего 1,0% и сильно отстал от темпов индексации платы за коммунальные услуги (в среднем более 4%), поэтому в 14 из 15 рассмотренных городов доля доходов населения, уходящих на оплату ЖКУ, выросла по сравнению с прошлым годом и составила от 7,3% в Санкт-Петербурге до 12,8% в Волгограде.

Как показали результаты исследования, допустимые темпы индексации платы за коммунальные услуги постепенно снижаются. Так, в прошлом году средневзвешенный индекс платы (4,11%) оказался ниже фактической инфляции (4,91%). В этом году средневзвешенный индекс платы составляет 3,99%, что уже близко к инфляции за период январь – июнь (3,89% по оценке Росстата на 21 июня). Соответственно, по итогам года средневзвешенный индекс платы вновь окажется ниже инфляции.
Современная система индексации платы за коммунальные услуги действует в России с 2015 года. Данная многоуровневая система основана на закреплении допустимого роста тарифов в регионах на федеральном уровне при сохранении гибкости на муниципальном уровне за счёт возможности определенного отклонения фактической индексации от установленных на федеральном уровне ориентиров. Однако в этом заключается и основной её недостаток, т. к. появляется окно для дополнительного повышения тарифов сверх уровня, определённого федеральными властями.

Как показали результаты исследования, среди 15 «городов-миллионников» минимальный прирост совокупной платы за ЖКУ в 2021 году ожидается в Перми (1,6%), Новосибирске (2,8%) и Уфе (2,8%), максимальный – в Омске (5,8%) и Воронеже (5,5%). Темп прироста платы за ЖКУ превысит окончательные предельные значения индексов платы в 3 городах из 15 (Санкт-Петербург, Челябинск, Самара).

Также проведено ранжирование «городов-миллионников» по доле, которую расходы на ЖКУ занимают в бюджетах домохозяйств. По оценкам ИПЕМ, города, которые занимают верхнюю и нижнюю строчку данного рейтинга не меняются уже несколько лет. Так, наименьшую нагрузку несут жители Москвы (6,3%), наибольшую – жители Волгограда (12,8%).

Города-миллионники по доле расходов на ЖКУ в доходах домохозяйств.

ИПЕМ отмечает, что процесс сбора информации о тарифах даже по 15 крупнейшим городам оказался достаточно трудоёмким. Централизованного публичного архива столь важной информации до сих пор не существует. Интернет-сайты региональных тарифных органов характеризуются крайне низким качеством размещаемых материалов – обычно на них публикуются лишь нераспознанные отсканированные версии нормативных правовых актов, что неоправданно затрудняет поиск необходимой информации.
Для повышения синхронизации государственной политики на федеральном и региональном уровнях, а также для повышения прозрачности и доступности информации для потребителей, целесообразно создать единую публичную информационную систему. Эта система должна включать не только данные о текущих и архивных тарифах на коммунальные услуги, но также всю обязательную для раскрытия информацию о ресурсоснабжающих организациях и управляющих компаниях (УК) во всех муниципалитетах страны.
Подобная информационная система не только позволит федеральным органам власти оперативно реагировать на возникающие дисбалансы, но и станет инструментом арбитража между потребителями и поставщиками услуг, будет способствовать искоренению практики бесконечных банкротств управляющих компаний и препятствовать возникновению потенциальных очагов социальной напряженности. Существующая система (ФГИС ЕИАС ФАС России) является непубличной и не позволяет выполнять обозначенные выше функции.

{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


       
Экономические новости