Между двумя полюсами - «Новости - Энергетики»
Идея объединения двух акционерных обществ, ФСК ЕЭС и Холдинга МРСК, будоражила энергетическое сообщество все последнее время. И вот наконец министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что «о слиянии этих крупнейших электросетевых компаний страны речи не идет». Российские власти приняли решение
Идея объединения двух акционерных обществ, ФСК ЕЭС и Холдинга МРСК, будоражила энергетическое сообщество все последнее время. И вот наконец министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что «о слиянии этих крупнейших электросетевых компаний страны речи не идет». Российские власти приняли решение создать единую управляющую компанию для подконтрольных государству двух стратегических акционерных обществ. Накануне принятия важнейшего для отрасли решения журнал «Энергополис» на энергетическом форуме компании SAP обратился с вопросами к директору по стратегии, развитию и инновациям ОАО «Холдинг МРСК» Дмитрию Панкову.
– Дмитрий Леонидович, расскажите об особенностях технической политики холдинга в новых условиях. Понятно, что, если объединение по каким-то причинам не состоится, двум электросетевым компаниям все равно придется жить бок о бок под одной крышей.
– В части технической политики на сегодня каких-то серьезных изменений курса нет. Кроме того, холдинг, как крупная компания, имеет очень большую инерцию и какие-то управленческие воздействия не сразу отражаются на результатах его деятельности. ФСК и Холдинг МРСК – очень похожие компании. По сути дела, мы отличаемся только тем, что распределяем электроэнергию на разных классах напряжения: в общем случае ФСК на 220 кВ и выше, а холдинг – на 110 кВ и ниже. И в ФСК, и в Холдинге МРСК разработаны свои технические политики. Даже в тот период, когда мы существовали отдельно, такие документы верхнего уровня всегда согласовывались. Техническая политика Холдинга МРСК понятная, прозрачная. Она использует лучший зарубежный и отечественный опыт, понимание менеджеров, где мы находимся сейчас и куда нам нужно двигаться. Поэтому я серьезных изменений в техполитике холдинга в связи с предстоящим в какой-то форме объединением не предвижу.
– Тогда давайте поговорим о соотношении модернизации электросетевого хозяйства и тарифов на электроэнергию.
– В ФСК и в холдинге одна из основных задач заключается в том, чтобы максимально эффективно использовать средства, которые нам государство в лице регулятора выделяет на содержание электросетей. Это средства, получаемые через тариф на передачу электроэнергии. Сегодня с переходом на новые принципы тарифного регулирования по методологии RAB (метод доходности инвестированного капитала) существенно изменились требования к оценке эффективности функционирования электросетевых компаний. Сейчас государство не просто требует, чтобы мы были надежные, оно требует, чтобы мы были надежные при минимальном уровне затрат. Это и есть эффективность бизнеса. И задача Холдинга МРСК и ФСК – найти оптимальный баланс между двумя основными параметрами RABа – надежностью и затратами. В этих качелях есть две крайние точки. Одна крайняя точка – низкий тариф. При таком сценарии у сетевых компаний будет отсутствовать возможность проводить в необходимом объеме работы по поддержанию электросетевых объектов в исправном состоянии, осуществлять строительство новых и модернизацию изношенных активов. Это неизбежно приведет к увеличению количества отказов элементов сетей и, как следствие, к ухудшению показателей надежности в целом. Этого допустить нельзя, потому что уже сейчас наши показатели надежности (длительность и частота отключений) существенно хуже, чем в зарубежных компаниях.
– Неужели такое возможно?
– Это одна крайность, которую мы не можем допустить. Другая крайность – «большой» тариф. Это когда мы говорим, что тариф обеспечивает все наши максимальные потребности в новом строительстве, модернизации, ремонтах и пр. В этом случае (и то по прошествии определенного периода, необходимого для реализации вышеуказанных мероприятий) уровень надежности неизбежно существенно повысится. Но надо понимать, что тогда нагрузка на экономику и социальную сферу будет слишком тяжелой. Это в первую очередь скажется на производителях, в себестоимости товаров которых электроэнергия занимает значительную долю, – их продукция сразу станет неконкурентной как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Также к негативным последствиям значительное увеличение тарифа приведет в социальной сфере и в отношении малообеспеченных слоев населения. Поэтому наша задача заключается в том, чтобы между этими двумя крайними точками найти тот баланс, когда, с одной стороны, тариф будет экономически обоснованным с точки зрения покрытия затрат на поддержание и развитие электросетевой инфраструктуры в минимально необходимом объеме, а с другой стороны, обеспечивать заданный (нормативный) уровень надежности поставок электроэнергии. При этом данный баланс должен определяться с учетом региональных факторов (социально-экономическая ситуация, структура энергопотребления, уровень перекрестного субсидирования между классами напряжения и пр.). В «сильном» регионе выбор между надежностью и тарифом может быть сделан в пользу надежности и, соответственно, тариф на передачу электроэнергии в таком регионе может быть выше, чем в регионах с более низким уровнем социально-экономического развития. В таких регионах стоимость услуги (тариф) более актуальна, чем ее качество (надежность). Задача сетевой компании, каким бы ни был тариф в конечном итоге, максимально эффективно израсходовать эти средства с точки зрения влияния на надежность.
– В холдинге есть программа инновационного развития. Насколько успешно удается воплотить ее в жизнь?
– Основной принцип, который мы использовали при разработке программы инновационного развития компании, – «Инновации – инструмент реализации стратегических направлений компании». Инновационная политика не должна стать самоцелью. Что записано в стратегии Холдинга МРСК? Мы должны повышать операционную и инвестиционную эффективность, то есть снижать затраты на поддержание и развитие электросетевой инфраструктуры в целях оптимизации тарифа на передачу электроэнергии, повышать надежность поставок электроэнергии, снижать потери. Улучшение этих показателей и стало основным драйвером инновационной программы. В качестве примера. Холдинг МРСК ежегодно тратит на компенсацию потерь электроэнергии более 100 млрд. рублей. Откуда эти затраты берутся? Из тарифа, то есть за счет потребителей. Поэтому одним из важнейших направлений инновационной программы являются разработка и внедрение энергоэффективных технологий в целях снижения технологического расхода электроэнергии на ее транспорт (потерь), снижения расхода электроэнергии на технологические нужды, что позволит снизить наши затраты и в конечном счете оптимизировать тариф.
– Извините, Дмитрий Леонидович, давайте уточним: технологии или оборудование?
– Это взаимосвязанные вещи. Холдинг МРСК является одним из крупнейших в стране потребителей электроэнергии. Мы управляем огромной инфраструктурой, которая потребляет электроэнергию на цели освещения, отопления, технологических нужд и пр. Поэтому вопрос энергоэффективности, особенно когда мы оцениваем объем финансовых средств, которые мы направляем на компенсацию потерь и оплату электроэнергии на хознужды, является очень актуальным. Этот объем и определяет те направления инновационного развития, которыми мы должны заниматься в первую очередь. Сейчас нужно сосредоточить усилия там, где у нас больше всего проблем, а именно на потерях, надежности и эффективности бизнес-процессов. Если говорить о бизнес-процессах, то они могут и должны тоже стать предметом инноваций. В компании работает большое количество персонала (190 тыс.), наши объекты распределены по огромной территории. Нужно внимательно отнестись к взаимодействию внутри и снаружи компании, чтобы посмотреть, не сможем ли мы какие-то бизнес-процессы реализовывать более эффективно. Например, на выполнение технологической операции затрачивать меньше времени, человеческих ресурсов, материалов, но при этом обеспечивать заданный режим работы оборудования. Это позволит снизить затраты, сократить время плановых и аварийных отключений оборудования, снизить недоотпуск электроэнергии. Улучшение этих и других стратегических показателей определяет направление наших усилий. Инновационная политика как раз и ориентирована на то, чтобы в этих направлениях разработать наиболее эффективные мероприятия с точки зрения применяемых технологий и методологий, как эти показатели улучшить и сделать сопоставимыми в сравнении с нашими зарубежными коллегами. На начальной стадии разработки программы инновационного развития мы провели бенчмаркинг, то есть сравнение Холдинга МРСК с лучшими зарубежными практиками по основным показателям. И сейчас мы понимаем, куда надо идти, чтобы добиться таких же показателей.
Беседовал Сергей Рогожук
Наша справка
В начале октября в Москве состоялась конференция «День инноваций SAP в энергетике». Участники этого мероприятия познакомились с последними тенденциями развития отрасли, их вниманию были представлены примеры успешных внедрений решений SAP в сфере электро-, газо- и водоснабжения, а также производства электроэнергии, различные методики оценки эффективности проектов. Собравшиеся рассмотрели также такие темы, как вопросы энергоэффективности, проблемы защиты окружающей среды и охраны труда на производстве. Отдельные секции были посвящены подходам к агрегированию данных в реальном времени, позволяющим принимать своевременные управленческие решения и обеспечивать данными информационно емкие бизнес-процессы в энергетике.
– Дмитрий Леонидович, расскажите об особенностях технической политики холдинга в новых условиях. Понятно, что, если объединение по каким-то причинам не состоится, двум электросетевым компаниям все равно придется жить бок о бок под одной крышей.
– В части технической политики на сегодня каких-то серьезных изменений курса нет. Кроме того, холдинг, как крупная компания, имеет очень большую инерцию и какие-то управленческие воздействия не сразу отражаются на результатах его деятельности. ФСК и Холдинг МРСК – очень похожие компании. По сути дела, мы отличаемся только тем, что распределяем электроэнергию на разных классах напряжения: в общем случае ФСК на 220 кВ и выше, а холдинг – на 110 кВ и ниже. И в ФСК, и в Холдинге МРСК разработаны свои технические политики. Даже в тот период, когда мы существовали отдельно, такие документы верхнего уровня всегда согласовывались. Техническая политика Холдинга МРСК понятная, прозрачная. Она использует лучший зарубежный и отечественный опыт, понимание менеджеров, где мы находимся сейчас и куда нам нужно двигаться. Поэтому я серьезных изменений в техполитике холдинга в связи с предстоящим в какой-то форме объединением не предвижу.
– Тогда давайте поговорим о соотношении модернизации электросетевого хозяйства и тарифов на электроэнергию.
– В ФСК и в холдинге одна из основных задач заключается в том, чтобы максимально эффективно использовать средства, которые нам государство в лице регулятора выделяет на содержание электросетей. Это средства, получаемые через тариф на передачу электроэнергии. Сегодня с переходом на новые принципы тарифного регулирования по методологии RAB (метод доходности инвестированного капитала) существенно изменились требования к оценке эффективности функционирования электросетевых компаний. Сейчас государство не просто требует, чтобы мы были надежные, оно требует, чтобы мы были надежные при минимальном уровне затрат. Это и есть эффективность бизнеса. И задача Холдинга МРСК и ФСК – найти оптимальный баланс между двумя основными параметрами RABа – надежностью и затратами. В этих качелях есть две крайние точки. Одна крайняя точка – низкий тариф. При таком сценарии у сетевых компаний будет отсутствовать возможность проводить в необходимом объеме работы по поддержанию электросетевых объектов в исправном состоянии, осуществлять строительство новых и модернизацию изношенных активов. Это неизбежно приведет к увеличению количества отказов элементов сетей и, как следствие, к ухудшению показателей надежности в целом. Этого допустить нельзя, потому что уже сейчас наши показатели надежности (длительность и частота отключений) существенно хуже, чем в зарубежных компаниях.
– Неужели такое возможно?
– Это одна крайность, которую мы не можем допустить. Другая крайность – «большой» тариф. Это когда мы говорим, что тариф обеспечивает все наши максимальные потребности в новом строительстве, модернизации, ремонтах и пр. В этом случае (и то по прошествии определенного периода, необходимого для реализации вышеуказанных мероприятий) уровень надежности неизбежно существенно повысится. Но надо понимать, что тогда нагрузка на экономику и социальную сферу будет слишком тяжелой. Это в первую очередь скажется на производителях, в себестоимости товаров которых электроэнергия занимает значительную долю, – их продукция сразу станет неконкурентной как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Также к негативным последствиям значительное увеличение тарифа приведет в социальной сфере и в отношении малообеспеченных слоев населения. Поэтому наша задача заключается в том, чтобы между этими двумя крайними точками найти тот баланс, когда, с одной стороны, тариф будет экономически обоснованным с точки зрения покрытия затрат на поддержание и развитие электросетевой инфраструктуры в минимально необходимом объеме, а с другой стороны, обеспечивать заданный (нормативный) уровень надежности поставок электроэнергии. При этом данный баланс должен определяться с учетом региональных факторов (социально-экономическая ситуация, структура энергопотребления, уровень перекрестного субсидирования между классами напряжения и пр.). В «сильном» регионе выбор между надежностью и тарифом может быть сделан в пользу надежности и, соответственно, тариф на передачу электроэнергии в таком регионе может быть выше, чем в регионах с более низким уровнем социально-экономического развития. В таких регионах стоимость услуги (тариф) более актуальна, чем ее качество (надежность). Задача сетевой компании, каким бы ни был тариф в конечном итоге, максимально эффективно израсходовать эти средства с точки зрения влияния на надежность.
– В холдинге есть программа инновационного развития. Насколько успешно удается воплотить ее в жизнь?
– Основной принцип, который мы использовали при разработке программы инновационного развития компании, – «Инновации – инструмент реализации стратегических направлений компании». Инновационная политика не должна стать самоцелью. Что записано в стратегии Холдинга МРСК? Мы должны повышать операционную и инвестиционную эффективность, то есть снижать затраты на поддержание и развитие электросетевой инфраструктуры в целях оптимизации тарифа на передачу электроэнергии, повышать надежность поставок электроэнергии, снижать потери. Улучшение этих показателей и стало основным драйвером инновационной программы. В качестве примера. Холдинг МРСК ежегодно тратит на компенсацию потерь электроэнергии более 100 млрд. рублей. Откуда эти затраты берутся? Из тарифа, то есть за счет потребителей. Поэтому одним из важнейших направлений инновационной программы являются разработка и внедрение энергоэффективных технологий в целях снижения технологического расхода электроэнергии на ее транспорт (потерь), снижения расхода электроэнергии на технологические нужды, что позволит снизить наши затраты и в конечном счете оптимизировать тариф.
– Извините, Дмитрий Леонидович, давайте уточним: технологии или оборудование?
– Это взаимосвязанные вещи. Холдинг МРСК является одним из крупнейших в стране потребителей электроэнергии. Мы управляем огромной инфраструктурой, которая потребляет электроэнергию на цели освещения, отопления, технологических нужд и пр. Поэтому вопрос энергоэффективности, особенно когда мы оцениваем объем финансовых средств, которые мы направляем на компенсацию потерь и оплату электроэнергии на хознужды, является очень актуальным. Этот объем и определяет те направления инновационного развития, которыми мы должны заниматься в первую очередь. Сейчас нужно сосредоточить усилия там, где у нас больше всего проблем, а именно на потерях, надежности и эффективности бизнес-процессов. Если говорить о бизнес-процессах, то они могут и должны тоже стать предметом инноваций. В компании работает большое количество персонала (190 тыс.), наши объекты распределены по огромной территории. Нужно внимательно отнестись к взаимодействию внутри и снаружи компании, чтобы посмотреть, не сможем ли мы какие-то бизнес-процессы реализовывать более эффективно. Например, на выполнение технологической операции затрачивать меньше времени, человеческих ресурсов, материалов, но при этом обеспечивать заданный режим работы оборудования. Это позволит снизить затраты, сократить время плановых и аварийных отключений оборудования, снизить недоотпуск электроэнергии. Улучшение этих и других стратегических показателей определяет направление наших усилий. Инновационная политика как раз и ориентирована на то, чтобы в этих направлениях разработать наиболее эффективные мероприятия с точки зрения применяемых технологий и методологий, как эти показатели улучшить и сделать сопоставимыми в сравнении с нашими зарубежными коллегами. На начальной стадии разработки программы инновационного развития мы провели бенчмаркинг, то есть сравнение Холдинга МРСК с лучшими зарубежными практиками по основным показателям. И сейчас мы понимаем, куда надо идти, чтобы добиться таких же показателей.
Беседовал Сергей Рогожук
Наша справка
В начале октября в Москве состоялась конференция «День инноваций SAP в энергетике». Участники этого мероприятия познакомились с последними тенденциями развития отрасли, их вниманию были представлены примеры успешных внедрений решений SAP в сфере электро-, газо- и водоснабжения, а также производства электроэнергии, различные методики оценки эффективности проектов. Собравшиеся рассмотрели также такие темы, как вопросы энергоэффективности, проблемы защиты окружающей среды и охраны труда на производстве. Отдельные секции были посвящены подходам к агрегированию данных в реальном времени, позволяющим принимать своевременные управленческие решения и обеспечивать данными информационно емкие бизнес-процессы в энергетике.
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Смотрите также
из категории "Недвижимость"