Требуются люди, умеющие и работать, и болеть душой за свою землю - «Новости - Энергетики»
Эксклюзивное интервью первого заместителя председателя Комитета СФ по экономической политике Валентина Межевича журналу «Энергополис». – Валентин Ефимович, в преддверии традиционной выставки «Электрические сети России» логично было бы поговорить о сетевом комплексе. Ведь есть проблемы и не
Эксклюзивное интервью первого заместителя председателя Комитета СФ по экономической политике Валентина Межевича журналу «Энергополис».
– Валентин Ефимович, в преддверии традиционной выставки «Электрические сети России» логично было бы поговорить о сетевом комплексе. Ведь есть проблемы и не зависящие от слияния-развода ФСК и Холдинга МРСК?
– В нашем сетевом комплексе есть проблемы, которые оказались не решенными в процессе реформирования электроэнергетики. Первая заложена в территориально-сетевых организациях. Это выявилось во время прошлогоднего ледяного дождя. Оказалось, что территориально-сетевые организации неспособны оперативно справляться с крупными природными катаклизмами. Как правило, это небольшие организации, у которых недостаточно техники, недостаточно персонала. Организации МРСК, которые занимались устранением последствий ледяного дождя, были вынуждены работать не только на своих объектах, но и процентов на семьдесят на объектах маленьких сетевых организаций.
К этим малым сетям подключены массовые потребители (население, бюджетные организации), и отследить, какая цена образуется и как, достаточно сложно. Результат – зачастую цены у потребителей вырастали в совершенно необъяснимых пропорциях. Государство было вынуждено вмешаться. Были уменьшены инвестиционные программы ФСК, МРСК. А до территориально-сетевых организаций мы не дотянулись. Было принято решение о необходимости их укрупнения, но как это сделать? Получилось, что решение стало долгосрочным. Постепенно эти процессы идут, комплексы объединяются. Но тем не менее вопрос сложный. И я думаю, что он займет не один год.
Второе, и сегодня это общая проблема, то, что у нас по действующим нормативным актам в каждой территории вместе с планами комплексного развития должна быть перспективная схема электроснабжения, отработан, календарно выверен план развития энергетической системы. Иначе мы включаем в тариф по настоянию губернатора, региональной энергетической комиссии строительство линии электропередачи, новой подстанции для того, чтобы подключить каких-то потребителей. А потребитель не состоялся. Сколько у нас примеров, когда подстанция построена, линии электропередачи построены, деньги из тарифа взысканы со всех оставшихся потребителей, а подстанция не работает. Но средства-то на обслуживание линий уже пошли, нельзя бросить построенную линию без напряжения, подстанция должна обслуживаться, даже если на ней нет нагрузки. И это очередные гримасы перекрестного субсидирования.
И третье – это, безусловно, износ основных фондов. Есть видимый, физический износ, а есть моральный износ, старение коммутационной аппаратуры, которая участвует в переключениях. Необходимо серьезное обновление систем релейной защиты и автоматики. Их надо менять: стареет провод, стареет металл, начинаются ошибочные действия или несрабатывания реле тогда, когда нужно. К сожалению, проблема нарастает. И создание «умных» сетей эту проблему быстро не решит, потому что сама по себе система «умных» сетей – очень дорогостоящая вещь. Есть некий оптимум, когда мы можем применять микропроцессорную технику, это уже необходимо, – возникает большое количество производителей распределенной электроэнергии, но на устройствах, которые должны мгновенно отключить или переключить линию в связи с изменением параметров электроэнергии, незаменимы простейшие устройства РЗА, которые в десятки раз дешевле микропроцессорной техники.
Четвертая проблема – это проблема квалифицированного персонала. Эта проблема не только в энергетике, но и во всех отраслях промышленности, а в энергетике особенно, потому что даже после окончания вуза специалистов доучивают уже на производстве, воспитывая в них оперативные навыки, способность быстро реагировать.
– Проблема персонала, квалифицированного населения особенно важна в Восточной Сибири и Дальнем Востоке…
– Мое глубочайшее убеждение, что мы затормозимся в экономическом росте, если будем относиться к развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока так, как относились последние два десятка лет. Численность населения, проживающего на этой территории, стабильно убывает. Но Восточная Сибирь и Дальний Восток – это та самая кладовая, куда мы постепенно переходим за углеводородами и за другими видами ресурсов. Надо создавать новые рабочие места, надо исправлять социальную ситуацию в этом регионе. Не секрет, что уровень жизни на территории Восточной Сибири и Дальнем Востоке на 20–30% ниже, чем уровень жизни населения европейской части страны. Во времена советской власти государство устанавливало соответствующие коэффициенты на оплату труда, предоставляя жилье, привлекая людей на переезд. Есть и еще одна серьезная проблема: по Трудовому кодексу сегодня установление различных поясных коэффициентов – это прерогатива исключительно правительства. А до того, как оно это сделает, мы должны жить по различным документам, определяющим компенсацию условий проживания, которые были установлены предыдущими органами управления.
А там не самые легкие и простые условия проживания. Если взять тот же самый Усть-Илимск, расчетная температура для отопления зимой – 57 градусов, но еще нужно жить и работать. И, если мы хотим заниматься развитием Восточной Сибири и Дальнего Востока, нужно взглянуть под другим углом зрения на необходимость привлечения трудовых ресурсов.
Ясно, что без участия государства, движения государственных сил, включая финансы, с этой территорией не справиться. Она сегодня нуждается в колоссальном развитии транспортной, энергетической инфраструктуры. Совет Федерации в сентябре провел экономический форум в Улан-Удэ, и на всех «круглых столах», где обсуждались проблемы развития по всем отраслям промышленности – по транспорту, по ТЭК, – везде звучала необходимость серьезного развития инфраструктуры с участием предпринимательского сообщества, крупных компаний, государства. Каждый должен на себя взять определенную часть этой ноши. И безусловно, государство в части создания налоговых условий. Ведь любое предприятие, которое будет развиваться на этой территории, вынуждено будет разворачивать свою инфраструктуру. Кроме железных дорог, которые должно стоить государство, есть еще внутрипромысловые, внутрипроизводственные инфраструктурные вещи со своей непростой логистикой. Здесь потребуются свои налоговые решения, может быть, даже средства, которые будут вкладываться в разворачивание необходимой инфраструктуры внутри новых производств, должны вычитаться из действующих налогов. Нужно давать налоговые каникулы до тех пор, пока они не начнут работать. Такие примеры у нас есть.
– Есть еще и огромная политическая проблема – рядом мощный Китай. Хотим мы этого или нет, мы вынуждены экономически сотрудничать с ними.
– Конечно, это сотрудничество нужно развивать и усиливать. В ключе нашего разговора уже есть конкретные шаги: еще не до конца, но построена система нефтяных трубопроводов Восточная Сибирь – Тихий океан. Ее, конечно, еще достраивают, усиливают, но она уже действует. Приступили к созданию газотранспортной системы Восточной Сибири. РЖД планирует строительство вторых путей для БАМа, чтобы увеличить ее пропускную способность и обеспечить работу тех предприятий, которые будут создаваться вокруг нее, – это и месторождения меди, и месторождения угля. Что-то из этого уже выполнено, но этого явно недостаточно.
Организационные шаги, которые предприняло правительство, создав Министерство по развитию Дальнего Востока, лежат в том же поле. Но усилия необходимо наращивать, очень четко планировать реализацию различных этапов работ, которые уже включены в Программу развития Восточной Сибири и Дальнего Востока, Генеральную схему развития энергетики, Генеральную схему развития газонефтехимии Восточной Сибири и Дальнего Востока, – все это нужно между собой увязать, чтобы все и своевременно стыковалось друг к другу. Ну и, естественно, решать проблемы привлечения рабочей силы. Если мы привлекаем людей, они должны получать соответствующую оплату труда и компенсацию проживания в непростых условиях. Это сложнейший комплекс проблем, который не был решен при Советском Союзе, но который должен быть решен сейчас. Просто иметь жилье и иметь возможность воспитывать детей уже недостаточно. Человек волен, он должен чувствовать себя свободно для того, чтобы можно было поехать и отдохнуть, дать детям качественное образование, мир показать. Мир изменился, пришли и еще придут другие люди, умеющие и работать, и отдыхать, и болеть душой за свою землю.
Беседовал Алексей Иванов
Фото: Андрей Гореловский
– Валентин Ефимович, в преддверии традиционной выставки «Электрические сети России» логично было бы поговорить о сетевом комплексе. Ведь есть проблемы и не зависящие от слияния-развода ФСК и Холдинга МРСК?
– В нашем сетевом комплексе есть проблемы, которые оказались не решенными в процессе реформирования электроэнергетики. Первая заложена в территориально-сетевых организациях. Это выявилось во время прошлогоднего ледяного дождя. Оказалось, что территориально-сетевые организации неспособны оперативно справляться с крупными природными катаклизмами. Как правило, это небольшие организации, у которых недостаточно техники, недостаточно персонала. Организации МРСК, которые занимались устранением последствий ледяного дождя, были вынуждены работать не только на своих объектах, но и процентов на семьдесят на объектах маленьких сетевых организаций.
К этим малым сетям подключены массовые потребители (население, бюджетные организации), и отследить, какая цена образуется и как, достаточно сложно. Результат – зачастую цены у потребителей вырастали в совершенно необъяснимых пропорциях. Государство было вынуждено вмешаться. Были уменьшены инвестиционные программы ФСК, МРСК. А до территориально-сетевых организаций мы не дотянулись. Было принято решение о необходимости их укрупнения, но как это сделать? Получилось, что решение стало долгосрочным. Постепенно эти процессы идут, комплексы объединяются. Но тем не менее вопрос сложный. И я думаю, что он займет не один год.
Второе, и сегодня это общая проблема, то, что у нас по действующим нормативным актам в каждой территории вместе с планами комплексного развития должна быть перспективная схема электроснабжения, отработан, календарно выверен план развития энергетической системы. Иначе мы включаем в тариф по настоянию губернатора, региональной энергетической комиссии строительство линии электропередачи, новой подстанции для того, чтобы подключить каких-то потребителей. А потребитель не состоялся. Сколько у нас примеров, когда подстанция построена, линии электропередачи построены, деньги из тарифа взысканы со всех оставшихся потребителей, а подстанция не работает. Но средства-то на обслуживание линий уже пошли, нельзя бросить построенную линию без напряжения, подстанция должна обслуживаться, даже если на ней нет нагрузки. И это очередные гримасы перекрестного субсидирования.
И третье – это, безусловно, износ основных фондов. Есть видимый, физический износ, а есть моральный износ, старение коммутационной аппаратуры, которая участвует в переключениях. Необходимо серьезное обновление систем релейной защиты и автоматики. Их надо менять: стареет провод, стареет металл, начинаются ошибочные действия или несрабатывания реле тогда, когда нужно. К сожалению, проблема нарастает. И создание «умных» сетей эту проблему быстро не решит, потому что сама по себе система «умных» сетей – очень дорогостоящая вещь. Есть некий оптимум, когда мы можем применять микропроцессорную технику, это уже необходимо, – возникает большое количество производителей распределенной электроэнергии, но на устройствах, которые должны мгновенно отключить или переключить линию в связи с изменением параметров электроэнергии, незаменимы простейшие устройства РЗА, которые в десятки раз дешевле микропроцессорной техники.
Четвертая проблема – это проблема квалифицированного персонала. Эта проблема не только в энергетике, но и во всех отраслях промышленности, а в энергетике особенно, потому что даже после окончания вуза специалистов доучивают уже на производстве, воспитывая в них оперативные навыки, способность быстро реагировать.
– Проблема персонала, квалифицированного населения особенно важна в Восточной Сибири и Дальнем Востоке…
– Мое глубочайшее убеждение, что мы затормозимся в экономическом росте, если будем относиться к развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока так, как относились последние два десятка лет. Численность населения, проживающего на этой территории, стабильно убывает. Но Восточная Сибирь и Дальний Восток – это та самая кладовая, куда мы постепенно переходим за углеводородами и за другими видами ресурсов. Надо создавать новые рабочие места, надо исправлять социальную ситуацию в этом регионе. Не секрет, что уровень жизни на территории Восточной Сибири и Дальнем Востоке на 20–30% ниже, чем уровень жизни населения европейской части страны. Во времена советской власти государство устанавливало соответствующие коэффициенты на оплату труда, предоставляя жилье, привлекая людей на переезд. Есть и еще одна серьезная проблема: по Трудовому кодексу сегодня установление различных поясных коэффициентов – это прерогатива исключительно правительства. А до того, как оно это сделает, мы должны жить по различным документам, определяющим компенсацию условий проживания, которые были установлены предыдущими органами управления.
А там не самые легкие и простые условия проживания. Если взять тот же самый Усть-Илимск, расчетная температура для отопления зимой – 57 градусов, но еще нужно жить и работать. И, если мы хотим заниматься развитием Восточной Сибири и Дальнего Востока, нужно взглянуть под другим углом зрения на необходимость привлечения трудовых ресурсов.
Ясно, что без участия государства, движения государственных сил, включая финансы, с этой территорией не справиться. Она сегодня нуждается в колоссальном развитии транспортной, энергетической инфраструктуры. Совет Федерации в сентябре провел экономический форум в Улан-Удэ, и на всех «круглых столах», где обсуждались проблемы развития по всем отраслям промышленности – по транспорту, по ТЭК, – везде звучала необходимость серьезного развития инфраструктуры с участием предпринимательского сообщества, крупных компаний, государства. Каждый должен на себя взять определенную часть этой ноши. И безусловно, государство в части создания налоговых условий. Ведь любое предприятие, которое будет развиваться на этой территории, вынуждено будет разворачивать свою инфраструктуру. Кроме железных дорог, которые должно стоить государство, есть еще внутрипромысловые, внутрипроизводственные инфраструктурные вещи со своей непростой логистикой. Здесь потребуются свои налоговые решения, может быть, даже средства, которые будут вкладываться в разворачивание необходимой инфраструктуры внутри новых производств, должны вычитаться из действующих налогов. Нужно давать налоговые каникулы до тех пор, пока они не начнут работать. Такие примеры у нас есть.
– Есть еще и огромная политическая проблема – рядом мощный Китай. Хотим мы этого или нет, мы вынуждены экономически сотрудничать с ними.
– Конечно, это сотрудничество нужно развивать и усиливать. В ключе нашего разговора уже есть конкретные шаги: еще не до конца, но построена система нефтяных трубопроводов Восточная Сибирь – Тихий океан. Ее, конечно, еще достраивают, усиливают, но она уже действует. Приступили к созданию газотранспортной системы Восточной Сибири. РЖД планирует строительство вторых путей для БАМа, чтобы увеличить ее пропускную способность и обеспечить работу тех предприятий, которые будут создаваться вокруг нее, – это и месторождения меди, и месторождения угля. Что-то из этого уже выполнено, но этого явно недостаточно.
Организационные шаги, которые предприняло правительство, создав Министерство по развитию Дальнего Востока, лежат в том же поле. Но усилия необходимо наращивать, очень четко планировать реализацию различных этапов работ, которые уже включены в Программу развития Восточной Сибири и Дальнего Востока, Генеральную схему развития энергетики, Генеральную схему развития газонефтехимии Восточной Сибири и Дальнего Востока, – все это нужно между собой увязать, чтобы все и своевременно стыковалось друг к другу. Ну и, естественно, решать проблемы привлечения рабочей силы. Если мы привлекаем людей, они должны получать соответствующую оплату труда и компенсацию проживания в непростых условиях. Это сложнейший комплекс проблем, который не был решен при Советском Союзе, но который должен быть решен сейчас. Просто иметь жилье и иметь возможность воспитывать детей уже недостаточно. Человек волен, он должен чувствовать себя свободно для того, чтобы можно было поехать и отдохнуть, дать детям качественное образование, мир показать. Мир изменился, пришли и еще придут другие люди, умеющие и работать, и отдыхать, и болеть душой за свою землю.
Беседовал Алексей Иванов
Фото: Андрей Гореловский
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Смотрите также
из категории "Недвижимость"