Развилка над. НЭП как попытка спасения от стабильности - «Новости - Энергетики»
Премьер-министр считает, что сегодня Россия находится на развилке и можно либо рискнуть и шагнуть вперед по пути экономических реформ, либо пытаться всеми силами сохранить достигнутое благополучие. В общем-то ничего нового, если только эту программную статью не признать некой Новой Экономической Политикой и попыткой спасения от стабильности.
Среди реализуемых правительством мер по улучшению экономической ситуации Медведев назвал, в частности, принятие бюджетного правила, реализацию крупных инфраструктурных проектов, налоговые и таможенные льготы для инвестпроектов на Дальнем Востоке, в Калининграде, при разработке шельфа, формирование сбалансированной стратегии действий за счет принятия и стыковки между собой программ развития отдельных отраслей.
«Фактически мы находимся на развилке. Россия может продолжить очень медленное движение с близкими к нулевым темпами экономического роста. Или сделать серьезный шаг вперед. Второй путь сопряжен с рисками. Но следование первому сценарию – с мнимой возможностью сохранения уже достигнутого благополучия – еще опаснее. Это прямая дорога к его потере. Дорога в пропасть».
«Сегодня российские фондовые индексы находятся на том же уровне, что и в начале августа 2008 года. Такое развитие ситуации заставило переосмыслить проводившуюся антикризисную политику. Напомню, что было предпринято руководством России для преодоления экономического спада».
***
«Приняты решения о предоставлении льготных налоговых и таможенных условий для реализации инвестиционных проектов в отдаленных регионах. Речь идет о проектах на Дальнем Востоке и в Калининграде. О разработке шельфовых и иных труднодоступных месторождений полезных ископаемых. Рассчитываю, что это существенно увеличит объем инвестиций в новые производства.
Началась реализация крупных инфраструктурных проектов, обеспечивающих единство страны и ее долгосрочное устойчивое развитие: строятся новые железные дороги, автомобильные магистрали, аэропорты и морские порты. В том числе в рамках государственно-частного партнерства».
***
«В данный момент ситуация в нашей экономике определяется неблагоприятными внешними условиями. А также грузом еще не решенных проблем. Прогнозы экономического развития достаточно пессимистичны.
Темпы роста ВВП в текущем году, скорее всего, не превысят 2%. Замечу, это – впервые с 2009 года – ниже, чем в мировой экономике в целом. Возросшие издержки ведения предпринимательской деятельности (цены на продукцию и услуги инфраструктурных монополий, заработная плата, процентные ставки) делают невыгодным продолжение производства на значительной части старых мощностей, а также реализацию серьезных инвестиционных проектов.
Увеличение производства поддерживается почти исключительно за счет реализации крупных инвестиционных проектов с участием государства и контролируемых им компаний, повышения доходов работников бюджетной сферы, расширения масштабов субсидирования сельского хозяйства и ряда других отраслей на фоне высоких цен на нефть.
Но этот источник развития ограничен из-за его зависимости от сохранения благоприятной нефтяной конъюнктуры. Жесткое бюджетное правило необходимо для гарантированного исполнения всех социальных обязательств государства. Но в перспективе оно делает невозможной опору только на государственный спрос. Поэтому критически важным становится обеспечение устойчивых источников стабильного экономического роста в негосударственном секторе экономики».
***
«Во-первых, необходимо обеспечить предпринимателям максимальную свободу действовать, проявлять инициативу. Надо переориентировать государственную поддержку на создание современных, эффективных рабочих мест. В том числе за счет использования всей инновационной цепочки развития (от фундаментальной науки до коммерциализации технологий). Во-вторых, радикально повысить эффективность использования всех имеющиеся ресурсов, в том числе повысить производительность труда. В-третьих, добиться качественного государственного управления. Обеспечить безопасность граждан, защиту прав собственности, необходимую социальную и физическую инфраструктуру».
***
«Важнейшее направление работы здесь – это тарифы инфраструктурных монополий. Тема очень непростая. Но уже мало кто спорит с тем, что высокие тарифы мешают большей части российского бизнеса, тормозят экономический рост.
Прежде всего будет осуществлен переход на долгосрочные принципы установления тарифов. А бюджеты крупнейших монополий будут взяты под общественный контроль. Что касается ближайшей перспективы, правительство приняло решение отказаться от индексации тарифов базовых инфраструктурных монополий в 2014 году. Затем – два года подряд – эти тарифы предполагается индексировать на сложившийся уровень инфляции. Но сделать это необходимо без сокращения обоснованных инвестиционных программ, то есть без нарушения прав потребителей услуг инфраструктурных монополий.
Тарифы и цены большинства других инфраструктурных компаний (в коммунальной сфере, в отрасли связи и на пассажирском транспорте) будут индексироваться в ближайшие годы по формуле «инфляция минус». Параметры такой индексации могут быть разными в зависимости от стартовой ситуации. А также под воздействием отдельных структурных решений. В их числе минимизация перекрестного субсидирования в электроэнергетике, постепенная либерализация газового рынка и введение социальной нормы потребления отдельных коммунальных услуг, модернизация почтовых услуг.
Параллельно с отказом от неконкурентоспособных производств нам жизненно необходимо появление новых бизнесов, обеспечивающих эффективные рабочие места. Это и есть смысл модернизации экономики».
***
«Считаю целесообразным дать возможность регионам и местным органам власти вводить налоговые каникулы для новых малых предприятий в определенных, прежде всего производственных, сферах деятельности», – пишет Медведев.
***
«Мы будем обеспечивать макроэкономическую стабильность, реализовывать меры по развитию финансового рынка, превращению Москвы в один из международных финансовых центров. Продолжим создание комфортной среды для долгосрочных иностранных инвестиций. Политика Банка России по переходу к таргетированию инфляции и плавающему валютному курсу будет способствовать решению этих задач, включая появление в России по-настоящему длинных денег».
***
«Мир не стоит на месте, и глобальная конкуренция будет жестче, чем раньше. Для России это может стать историческим шансом изменить свою роль в международном разделении труда. Мы выгодно выделяемся на фоне других стран низкими индикаторами долговой нагрузки и высоким уровнем резервов.
Но время простых решений прошло. Экономические вызовы, которые стоят перед нами сегодня, нельзя недооценивать. Впереди у нас непростой путь. Нам необходимо в трудных, фактически кризисных условиях продолжать двигаться к постиндустриальной экономике. К умному государству, основной ценностью которого является человек.
Работая вместе, мы должны сделать серьезный шаг вперед. Реализовать намеченные планы. С честью выйти из непростой экономической ситуации, сложившейся в мире. И в результате создать сильную Россию, в которой обеспечивается высокое качество жизни».
Опубликованная в 2009 году в «ГазетЕ.ru» статья Дмитрия Медведева «Россия, вперед!» расценивалась как декларация зрелости президента и подтверждение президентских амбиций на новый срок.
Сегодняшняя статья Медведева, выполненная в пафосном и оторванном от реальности стиле, воспринимается как мечтания кабинета министров, политически и аппаратно ограниченных наличием доминирующего центра принятия решений в Кремле.
Статья Медведева выглядит попыткой очертить зону ответственности кабинета министров и презентовать себя в качестве самостоятельного субъекта, определяющего ключевые приоритеты в госуправлении. Но убедительной эту попытку назвать сложно.
Кабинет министров критикуют за отсутствие внятной стратегии, наращивание неэффективных расходов в пользу государственных компаний и госпроектов, отказ от реформ и замораживание приватизационных планов, отсутствие реальных шагов для улучшения инвестиционного климата и т.д.
Нынешнее правительство, по сути, фокусируется сегодня на нескольких ключевых направлениях: социально значимые реформы (образования и здравоохранения), пенсионная реформа, сокращение расходов бюджета, инфраструктурные проекты, стимулирование экономического роста через замораживание тарифов естественных монополий, а также выполнение президентских поствыборных указов.
Другими словами, кабинет министров оказывается зажат между политическими интересами, страхом упустить управляемость ситуацией в условиях торможения экономического роста и серьезных макроэкономических рисков (ответственность за кризис), а также давлением крупных госкорпораций, которые имеют альтернативные входы во власть и стремятся создать для себя максимально комфортные условия.
Понимая свою ответственность за состояние экономики в период стагнации, премьер-министр предлагает новую экономическую модель с отказом от неэффективных расходов, непопулярными социальными реформами, поддержкой частной инициативы и развитием конкуренции. Для этого ему нужны и соответствующие возможности для политического маневрирования.
Медведев дает понять, что, если будет продолжена инерционная линия, это приведет в «пропасть». В этой связи нынешняя статья может рассматриваться как политический шаг, призванный показать, что правительство вынуждено сегодня действовать в новых условиях, отвечая вызовам и кризисам совершенно иного характера и порядка.
Все это в уже достаточно скором времени может усилить противоречие между государственными интересами по обеспечению социальных обязательств и политическими интересами крупных госкомпаний, которые не захотят «оплачивать» «за свой счет» антикризисные меры правительства. А это создаст дополнительные политические риски для кабинета министров Медведева. В декабре планируются встречи главы государства с министрами для отчета о проделанной работе: вероятно, по итогам этих встреч могут приниматься и кадровые решения.
Сложная ситуация в экономике возлагает на правительство особую ответственность за дальнейшее развитие ситуации, экономический рост и бюджетную стабильность.
Эта статья – попытка отреагировать на растущий общественный запрос: что именно правительство намерено делать в условиях стагнации, которая, по мнению министра экономического развития Алексея Улюкаева, опаснее кризиса. Ведь кризис, по мнению главы Минэкономразвития, – это ситуация, в которую входишь и из которой выходишь, а стагнация может привести к трудно предсказуемым последствиям.