Развилка над. НЭП как попытка спасения от стабильности - «Новости - Энергетики» » Экономические новости.
Экономические новости. » Экономические новости » Недвижимость » Развилка над. НЭП как попытка спасения от стабильности - «Новости - Энергетики»
Развилка над. НЭП как попытка спасения от стабильности - «Новости - Энергетики»
Вдень открытия экономического форума в Сочи Дмитрий Медведев опубликовал в газете «Ведомости» статью «Время простых решений прошло» об экономическом развитии России. Премьер-министр считает, что сегодня Россия находится на развилке и можно либо рискнуть и шагнуть вперед по пути экономических


Развилка над. НЭП как попытка спасения от стабильности - «Новости - Энергетики»
Вдень открытия экономического форума в Сочи Дмитрий Медведев опубликовал в газете «Ведомости» статью «Время простых решений прошло» об экономическом развитии России.


Премьер-министр считает, что сегодня Россия находится на развилке и можно либо рискнуть и шагнуть вперед по пути экономических реформ, либо пытаться всеми силами сохранить достигнутое благополучие. В общем-то ничего нового, если только эту программную статью не признать некой Новой Экономической Политикой и попыткой спасения от стабильности.


 


Среди реализуемых правительством мер по улучшению экономической ситуации Медведев назвал, в частности, принятие бюджетного правила, реализацию крупных инфраструктурных проектов, налоговые и таможенные льготы для инвестпроектов на Дальнем Востоке, в Калининграде, при разработке шельфа, формирование сбалансированной стратегии действий за счет принятия и стыковки между собой программ развития отдельных отраслей.


 


«Фактически мы находимся на развилке. Россия может продолжить очень медленное движение с близкими к нулевым темпами экономического роста. Или сделать серьезный шаг вперед. Второй путь сопряжен с рисками. Но следование первому сценарию – с мнимой возможностью сохранения уже достигнутого благополучия – еще опаснее. Это прямая дорога к его потере. Дорога в пропасть».



«Сегодня российские фондовые индексы находятся на том же уровне, что и в начале августа 2008 года. Такое развитие ситуации заставило переосмыслить проводившуюся антикризисную политику. Напомню, что было предпринято руководством России для преодоления экономического спада».



***



«Приняты решения о предоставлении льготных налоговых и таможенных условий для реализации инвестиционных проектов в отдаленных регионах. Речь идет о проектах на Дальнем Востоке и в Калининграде. О разработке шельфовых и иных труднодоступных месторождений полезных ископаемых. Рассчитываю, что это существенно увеличит объем инвестиций в новые производства.



Началась реализация крупных инфраструктурных проектов, обеспечивающих единство страны и ее долгосрочное устойчивое развитие: строятся новые железные дороги, автомобильные магистрали, аэропорты и морские порты. В том числе в рамках государственно-частного партнерства».



***



«В данный момент ситуация в нашей экономике определяется неблагоприятными внешними условиями. А также грузом еще не решенных проблем. Прогнозы экономического развития достаточно пессимистичны.



Темпы роста ВВП в текущем году, скорее всего, не превысят 2%. Замечу, это – впервые с 2009 года – ниже, чем в мировой экономике в целом. Возросшие издержки ведения предпринимательской деятельности (цены на продукцию и услуги инфраструктурных монополий, заработная плата, процентные ставки) делают невыгодным продолжение производства на значительной части старых мощностей, а также реализацию серьезных инвестиционных проектов.



Увеличение производства поддерживается почти исключительно за счет реализации крупных инвестиционных проектов с участием государства и контролируемых им компаний, повышения доходов работников бюджетной сферы, расширения масштабов субсидирования сельского хозяйства и ряда других отраслей на фоне высоких цен на нефть.



Но этот источник развития ограничен из-за его зависимости от сохранения благоприятной нефтяной конъюнктуры. Жесткое бюджетное правило необходимо для гарантированного исполнения всех социальных обязательств государства. Но в перспективе оно делает невозможной опору только на государственный спрос. Поэтому критически важным становится обеспечение устойчивых источников стабильного экономического роста в негосударственном секторе экономики».



***



«Во-первых, необходимо обеспечить предпринимателям максимальную свободу действовать, проявлять инициативу. Надо переориентировать государственную поддержку на создание современных, эффективных рабочих мест. В том числе за счет использования всей инновационной цепочки развития (от фундаментальной науки до коммерциализации технологий). Во-вторых, радикально повысить эффективность использования всех имеющиеся ресурсов, в том числе повысить производительность труда. В-третьих, добиться качественного государственного управления. Обеспечить безопасность граждан, защиту прав собственности, необходимую социальную и физическую инфраструктуру».



***



«Важнейшее направление работы здесь – это тарифы инфраструктурных монополий. Тема очень непростая. Но уже мало кто спорит с тем, что высокие тарифы мешают большей части российского бизнеса, тормозят экономический рост.



Прежде всего будет осуществлен переход на долгосрочные принципы установления тарифов. А бюджеты крупнейших монополий будут взяты под общественный контроль. Что касается ближайшей перспективы, правительство приняло решение отказаться от индексации тарифов базовых инфраструктурных монополий в 2014 году. Затем – два года подряд – эти тарифы предполагается индексировать на сложившийся уровень инфляции. Но сделать это необходимо без сокращения обоснованных инвестиционных программ, то есть без нарушения прав потребителей услуг инфраструктурных монополий.



Тарифы и цены большинства других инфраструктурных компаний (в коммунальной сфере, в отрасли связи и на пассажирском транспорте) будут индексироваться в ближайшие годы по формуле «инфляция минус». Параметры такой индексации могут быть разными в зависимости от стартовой ситуации. А также под воздействием отдельных структурных решений. В их числе минимизация перекрестного субсидирования в электроэнергетике, постепенная либерализация газового рынка и введение социальной нормы потребления отдельных коммунальных услуг, модернизация почтовых услуг.



Параллельно с отказом от неконкурентоспособных производств нам жизненно необходимо появление новых бизнесов, обеспечивающих эффективные рабочие места. Это и есть смысл модернизации экономики».



***



«Считаю целесообразным дать возможность регионам и местным органам власти вводить налоговые каникулы для новых малых предприятий в определенных, прежде всего производственных, сферах деятельности», – пишет Медведев.



***



«Мы будем обеспечивать макроэкономическую стабильность, реализовывать меры по развитию финансового рынка, превращению Москвы в один из международных финансовых центров. Продолжим создание комфортной среды для долгосрочных иностранных инвестиций. Политика Банка России по переходу к таргетированию инфляции и плавающему валютному курсу будет способствовать решению этих задач, включая появление в России по-настоящему длинных денег».



***



«Мир не стоит на месте, и глобальная конкуренция будет жестче, чем раньше. Для России это может стать историческим шансом изменить свою роль в международном разделении труда. Мы выгодно выделяемся на фоне других стран низкими индикаторами долговой нагрузки и высоким уровнем резервов.



Но время простых решений прошло. Экономические вызовы, которые стоят перед нами сегодня, нельзя недооценивать. Впереди у нас непростой путь. Нам необходимо в трудных, фактически кризисных условиях продолжать двигаться к постиндустриальной экономике. К умному государству, основной ценностью которого является человек.



Работая вместе, мы должны сделать серьезный шаг вперед. Реализовать намеченные планы. С честью выйти из непростой экономической ситуации, сложившейся в мире. И в результате создать сильную Россию, в которой обеспечивается высокое качество жизни».




Опубликованная в 2009 году в «ГазетЕ.ru» статья Дмитрия Медведева «Россия, вперед!» расценивалась как декларация зрелости президента и подтверждение президентских амбиций на новый срок.


 



Сегодняшняя статья Медведева, выполненная в пафосном и оторванном от реальности стиле, воспринимается как мечтания кабинета министров, политически и аппаратно ограниченных наличием доминирующего центра принятия решений в Кремле.



Статья Медведева выглядит попыткой очертить зону ответственности кабинета министров и презентовать себя в качестве самостоятельного субъекта, определяющего ключевые приоритеты в госуправлении. Но убедительной эту попытку назвать сложно.



Кабинет министров критикуют за отсутствие внятной стратегии, наращивание неэффективных расходов в пользу государственных компаний и госпроектов, отказ от реформ и замораживание приватизационных планов, отсутствие реальных шагов для улучшения инвестиционного климата и т.д.



Нынешнее правительство, по сути, фокусируется сегодня на нескольких ключевых направлениях: социально значимые реформы (образования и здравоохранения), пенсионная реформа, сокращение расходов бюджета, инфраструктурные проекты, стимулирование экономического роста через замораживание тарифов естественных монополий, а также выполнение президентских поствыборных указов.



Другими словами, кабинет министров оказывается зажат между политическими интересами, страхом упустить управляемость ситуацией в условиях торможения экономического роста и серьезных макроэкономических рисков (ответственность за кризис), а также давлением крупных госкорпораций, которые имеют альтернативные входы во власть и стремятся создать для себя максимально комфортные условия.



Понимая свою ответственность за состояние экономики в период стагнации, премьер-министр предлагает новую экономическую модель с отказом от неэффективных расходов, непопулярными социальными реформами, поддержкой частной инициативы и развитием конкуренции. Для этого ему нужны и соответствующие возможности для политического маневрирования.



Медведев дает понять, что, если будет продолжена инерционная линия, это приведет в «пропасть». В этой связи нынешняя статья может рассматриваться как политический шаг, призванный показать, что правительство вынуждено сегодня действовать в новых условиях, отвечая вызовам и кризисам совершенно иного характера и порядка.



Все это в уже достаточно скором времени может усилить противоречие между государственными интересами по обеспечению социальных обязательств и политическими интересами крупных госкомпаний, которые не захотят «оплачивать» «за свой счет» антикризисные меры правительства. А это создаст дополнительные политические риски для кабинета министров Медведева. В декабре планируются встречи главы государства с министрами для отчета о проделанной работе: вероятно, по итогам этих встреч могут приниматься и кадровые решения.



Сложная ситуация в экономике возлагает на правительство особую ответственность за дальнейшее развитие ситуации, экономический рост и бюджетную стабильность.



Эта статья – попытка отреагировать на растущий общественный запрос: что именно правительство намерено делать в условиях стагнации, которая, по мнению министра экономического развития Алексея Улюкаева, опаснее кризиса. Ведь кризис, по мнению главы Минэкономразвития, – это ситуация, в которую входишь и из которой выходишь, а стагнация может привести к трудно предсказуемым последствиям.


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


       
Экономические новости
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика