НЕПРОЗРАЧНА – НЕЭФФЕКТИВНА. Государственная система регулирования ЖКХ - «Новости - Энергетики» » Экономические новости.
Экономические новости. » Экономические новости » Недвижимость » НЕПРОЗРАЧНА – НЕЭФФЕКТИВНА. Государственная система регулирования ЖКХ - «Новости - Энергетики»
НЕПРОЗРАЧНА – НЕЭФФЕКТИВНА. Государственная система регулирования ЖКХ - «Новости - Энергетики»
Парвиз Абдушукуров Заместитель генерального директора по операционной деятельности – главный инженер ОАО «Фортум», вице-президент по тепловому бизнесу, член Комиссии РСПП по ЖКХ ЖКХ – крупнейшая нереформированная отрасль российской экономики. Эксперты оценивают объем денежных средств, вращающихся в
НЕПРОЗРАЧНА – НЕЭФФЕКТИВНА. Государственная система регулирования ЖКХ - «Новости - Энергетики»
Парвиз Абдушукуров
Заместитель генерального директора по операционной деятельности – главный инженер ОАО «Фортум», вице-президент по тепловому бизнесу, член Комиссии РСПП по ЖКХ

ЖКХ – крупнейшая нереформированная отрасль российской экономики. Эксперты оценивают объем денежных средств, вращающихся в секторе, в 4 трлн рублей. Это почти 6% ВВП, которые следует умножить на совершенно непрозрачное, хаотичное, непоследовательное государственное регулирование.

Тяжелое коммунальное наследие советского периода привело к тому, что основная проблема ЖКХ – отсутствие у большинства собственников чувства хозяина. Например, в многоквартирном доме – за происходящее вне периметра личной квартиры. Как результат – подмена нормальных рыночных механизмов квазирегулирующими нормами, основной результат внедрения которых – упрочение кормовой базы карманных по отношению к муниципальным столоначальникам средней руки управляющих компаний или МУПов. Нормальный бизнес в ЖКХ не идет. И понятно почему: нет прозрачных правил, невозможно просчитать риски, инвестиции и их возврат. Нет предсказуемости – нет инвестиций.

К сожалению, легче не становится. Вместо упрощения государство вводит дополнительные ограничения. К примеру, с 1 мая 2015 года вводится обязательное лицензирование управляющих компаний. Задумайтесь: какие основные функции выполняет типичная управляющая компания? Мелкий текущий ремонт, уборка помещений, иногда – расчет и сбор коммунальных платежей. Ни один из этих видов деятельности в отдельности не требует лицензии. А для всех вместе почему-то появилась необходимость.

Чтобы отозвать лицензию, а значит – лишить управляющую компания права заниматься основным видом деятельности, достаточно двух жалоб от жителей. В итоге, чтобы зачистить район от «неправильных» управляющих компаний и оставить в нем только «правильные», нужно будет найти пару недовольных чем-нибудь старушек и дать им высказаться. Совладают ли местные чиновники с соблазном? Хватит ли у них силы воли? Очень сомнительно.

Пожалуй, самое ироничное в этом регуляторном конструкте то, что для получения лицензий надо собрать десятки различных справок. Видимо, без пачки бумаг ни одно юрлицо не справится с управлением парой сантехников и несколькими дворниками.

Это что касается того, что меня в текущей ситуации в ЖКХ смущает как человека, работающего в рыночной организации.

Не могу пройти мимо того, что меня смущает как гражданина. Я стесняюсь напомнить, но у Российской Федерации есть Конституция, а в ней мелким шрифтом по белой бумаге что-то написано про частную собственность и ее неприкосновенность.

Однако вдруг на каком-то этапе постановлений и положений выяснилось, что частным собственникам «больше двух велено не собираться». То есть если в жилом доме больше двух владельцев, то, по логике закона, не они управляют своей собственностью, так как не могут договориться.
Регулятором в их отношения вводится третье лицо, которым они не управляют. Мне кажется, что это несколько противоречит положениям Основного закона. А поскольку любая собственность несет права и обязанности, не проще ли установить обязательность договора управления многоквартирным домом, в котором будут закреплены минимальные необходимые требования, обязанность и ответственность каждого собственника по содержанию дома? А в целях 100-процентного охва­та собственников помещений необходимо установить, что каждый новый собственник помещений автоматически принимает условия договора при покупке квартиры.

Я нарочно довожу размышления до крайности, но не мы первые столкнулись с этой задачей – упорядочить вопросы коммунального общежития. На мой взгляд, государству достаточно сформулировать типовые требования к договорам управления многоквартирными домами и предоставить людям самим решать, как они будут выполнять обязанности, связанные с наличием частной собственности. Практически все страны на постсоветском пространстве, от Прибалтики до Казахстана, прошли этот путь, сняв вопросы ЖКХ с повестки дня.

Механизм был очень простой: типовые правила и выбор управляющей компании. Если собственники не пришли к консенсусу, то им назначалась отобранная на специальном конкурсе УК. Получив первые счета, люди очень быстро начали разбираться, за что и кому они платят, и в течение года-двух каждый кондоминиум подобрал оптимальное по цене и качеству решение. Мне рассказывали одну историю, как продвигали это решение в латвийском сейме. Там тоже были все эти дискуссии, что и у нас, но одним из решающих выступлений стала речь депутата-женщины. Она просто спросила у собравшихся, хотят ли они оставить этот воз проблем детям? У меня есть тот же вопрос ко всему профессиональному сообществу: разве это нормально – десятилетиями решать и не решить проблему и в итоге передать эту зияющую рану следующему поколению?

Кроме идеологии развития и регулирования ЖКХ в целом, также очень важна пусть и более прикладная, но не менее странная ситуация с точки зрения ресурсоснабжения.

Начнем с начала, с появления нового объекта ЖКХ – многоквартирного дома. Чтобы его построить, застройщик вынужден обратиться минимум к пяти организациям для получения технических условий на подключение: газ, электроэнергия, холодная вода/канализация, тепло, телекоммуникации. Любой, кто сталкивался со строительством, знает, что это круги ада, и круги, друг с другом не пересекающиеся.

У каждого из ресурсников непонятно почему собственные сроки подключения, от 18 до 24 месяцев. Дом один? Один. А почему-то время его подключения к общегородским системам жизнеобеспечения – разное. Где логика? При этом разные ресурсоснабжающие организации действуют в разных условиях: кто-то имеет право требовать аванс, кто-то нет. С каждым шагом месиво абсурда все гуще. Тепловики сами должны заниматься вопросами земли, по которой мы должны подвести трассу, а газовики – нет. Никакой согласованности между ресурсными организациями нет: пять коммуникаций – пять раз копать землю, в разной последовательности, в разные сроки, в разных местах. От этого кому хорошо? Только тем, кто может решать, как и когда будет подключаться объект. Государство пережимает регулирование в тех местах, где рынок сам в состоянии разобраться, и недожимает там, где объективно необходимо вмешательство. Почему, к примеру, для районов нового строительства не ввести понятие технологического коридора, чтобы каждый раз не рыть заново в новом месте, а все сделать слаженно и с минимумом трудностей? Почему не ввести публичные сервитуты? Взаимные обязательства сторон? Сегодня, например, если у нас авария на трубопроводе, сетевики, у которых поверх нашей трубы идет кабель, не обязаны приезжать на место нашей аварии, не обязаны никак координировать свою работу с нами. И договориться между собой без общей законодательно обусловленной платформы получается не везде и не у всех. Вот где нужно государственное регулирование.

Конкретный пример – противоречие требований по технологическому присоединению к системе теплоснабжения, установленных 307-м и 83-м постановлениями правительства. В соответствии с 83-м постановлением при отсутствии технической возможности присоединения заявителю направляется отказ. Между тем пунктом 28 307-го постановления предусмотрено, что мероприятия по подключению выполняются исполнителем до границы земельного участка либо до границы инженерных коммуникаций многоквартирного дома. Очевидно, что при получении заявки на выдачу технических условий в соответствии с 83-м постановлением исполнитель всегда откажет ему по причине отсутствия коммуникаций от существующих сетей до точки подключения. Очевидно, что должна быть одна логика. И сами компании не в состоянии определить какая, это задача регулятора.

Другой пример – из Постановления правительства № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения». Каким-то непонятным образом в него пробралось определение, что стоимость подключения для небольших объектов (с нагрузкой менее 0,1 Гкал/ч) составляет 550 рублей. При этом длина трубы, которую необходимо к такому дому тянуть, не имеет значения. У нас большинство небольших городков застроено и застраивается такими домами, а в крупных – объекты специально дробятся. При этом все расходы на подключение затем перекладываются в тариф на транспорт. Вы представляете, в какие это выходит суммы? Мы уже проходили схожую коллизию в электроэнергетике, когда транспортная составляющая превышает цену самого ресурса. И если не исправить эту ситуацию в ближайшее время, для большинства стоимость тепла, благодаря тройному против здравого смысла транспортному тарифу, будет стоить запредельных денег.

Это лишь несколько примеров того, насколько неадекватна, непрозрачна и неэффективна система регулирования в сегодняшнем ЖКХ. Нужно работать, нужно выводить сектор на нормальные экономические рельсы. Или мы хотим оставить решение этой гигантской инфраструктурной проблемы нашим детям?

{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


       
Экономические новости
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика