Лидерами рейтинга по доступности авто в России стали регионы Крайнего Севера - «Бизнес» » Экономические новости.
Экономические новости. » Экономические новости » Бизнес » Лидерами рейтинга по доступности авто в России стали регионы Крайнего Севера - «Бизнес»
Лидерами рейтинга по доступности авто в России стали регионы Крайнего Севера - «Бизнес»
Продажа автомобилей © По итогам января-ноября 2023 года в России было продано новых машин в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период 2022 года. А в последние месяцы темпы роста превышали 100% относительно осенних месяцев 2022 года. В части автокредитования, по данным Центробанка РФ, также видны
Лидерами рейтинга по доступности авто в России стали регионы Крайнего Севера - «Бизнес»

Продажа автомобилей

©

По итогам января-ноября 2023 года в России было продано новых машин в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период 2022 года. А в последние месяцы темпы роста превышали 100% относительно осенних месяцев 2022 года. В части автокредитования, по данным Центробанка РФ, также видны разительные отличия. Если в 2022 году портфель кредитов на покупку автомобилей по итогам первых 10 месяцев снижался, то в текущем году он вырос на треть, до 1,6 триллиона рублей (за январь-октябрь прирост на 396 миллиардов рублей).


Такая динамика на авторынке говорит о том, что за последний год доступность автомобилей в России выросла, резюмируют аналитики. Согласно исследованию РИА Новости, в среднем в 2023 году в России доля семей, для которых доступно в финансовом плане приобретение в кредит и владение новым недорогим по сегодняшним меркам автомобилем (стоимостью миллион рублей), составила 18,9%, что на 2,6 процентных пунктов больше чем в 2022 году.


Для оценки региональных различий по доступности покупки нового автомобиля эксперты РИА Новости провели исследование и составили седьмой ежегодный рейтинг регионов по доле семей, которые могут позволить себе приобрести новую машину в кредит и оплачивать текущие расходы, связанные с ее эксплуатацией.


По данным исследования, различные регионы показали очень отличающиеся результаты. Доля семей, способных приобрести новый автомобиль, у лидирующего региона в 23 раза больше, чем у замыкающего рейтинг. В среднем же пятерка лидеров опережает пятерку аутсайдеров по доле семей, которым доступна покупка автомобиля, в рейтинге 2022 года почти в 12,5 раз.


КАК СЧИТАЛИ РЕЙТИНГ


В качестве индикатора доступности в рейтинге выступает доля семей, которые имеют возможность осуществлять ежемесячный платеж при приобретении нового автомобиля в кредит, тратить деньги на надлежащее полное содержание автомобиля и осуществлять повседневные расходы. Эта доля оценивалась на основе распределения работающих по величине зарплат в каждом регионе.


Объем кредита рассчитывался при первоначальном взносе в 20% от стоимости машины и сроке кредита в три года. Помимо кредита учитывались и другие расходы, связанные с пользованием автомобилем: КАСКО, ОСАГО, стоимость бензина, текущее обслуживание, ТО, покупка и сезонная смена резины, налоги, платные парковки и ряд других. Расчет осуществлялся на основе данных за 2023 и 2022 годы.


Семейные доходы от трудовой деятельности учитывали выплату НДФЛ и скорректированы в соответствии с региональным прожиточным минимумом на каждого члена семьи. Согласно модели предполагалось, что 50% средств, оставшихся после вычета из семейного бюджета прожиточных минимумов, идет на содержание автомобиля и выплаты по кредиту, а вторая половина семейного бюджета – на прочие расходы. Анализ проведен независимо для девяти типов состава семьи. Результирующая доля определена как средневзвешенное значение из этих девяти типов. Рассмотрены семьи, в которых хотя бы один человек имеет работу.


Зарплаты, стоимость страхования, стоимость бензина, расходы на содержание автомобиля и прочие параметры учитывались для каждого региона в отдельности. Для регионов Крайнего Севера, Москвы и Санкт-Петербурга расход топлива автомобилей брался как равный городским условиям, для других регионов расход считался из показателей смешанного цикла. Для Чукотки в связи с отсутствием официальных дилеров предполагалась доставка новой автомашины из другого региона, что увеличивает стоимость машины на 100-200 тысяч рублей.


ЛИДЕРЫ И АУТСАЙДЕРЫ РЕЙТИНГА


Согласно результатам исследования, только в двух регионах более половины среднестатистических семей могут без определенных проблем купить в кредит и содержать новый недорогой автомобиль. Еще в трех регионах эта доля семей близка и лежит в диапазоне от 40% до 50%. Таким образом, в пяти регионах доступность находится на достаточно высоком уровне. Также неплохой уровень доступности покупки автомобиля (от 30% до 40%) наблюдается еще в шести регионах.


Кроме того, для большого количества семей в значительной части регионов России приобретение нового даже недорогого в текущих реалиях автомобиля (стоимостью миллион рублей) без значительных сбережений является трудно реализуемой задачей. В 20 регионах, согласно модельным расчетам, менее 10% семей могут приобрести в кредит и без особых сложностей обслуживать новый недорогой автомобиль. Однако стоит отметить позитивную динамику. Для сравнения в 2022 году таких регионов было 35, а в рейтинге 2021 года – 26 субъектов РФ. То есть в последний год доступность в небогатых регионах выросла, причем достаточно сильно, что во многом связано с ростом зарплат.


Лидером текущего рейтинга стал Ямало-Ненецкий автономный округ с результатом 59,6%. Высокий результат этого региона является следствием высоких зарплат. Помимо Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) в число лидеров попали Магаданская область и Чукотский автономный округ с результатами в 50,4% и 48,5% соответственно.


В целом в регионах-лидерах отмечаются очень высокие зарплаты по российским меркам. Также в первую пятерку попали Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (43,2%) и Ненецкий автономный округ (41,3%). Таким образом, лидирующая пятерка представлена исключительно северными регионами. Кроме того, в этих регионах значительная доля семей состоит из молодых работников без детей, что снижает семейные траты на текущее потребление. Высока доступность автомобилей в первой пятерке наблюдается даже несмотря на относительно высокие цены в этих регионах, в частности на страховки, топливо и другие расходы.


Москва и Санкт-Петербург в рейтинге занимают седьмое и десятое места соответственно. В Москве уровень доступности покупки автомобиля в 2023 году составил 38,2%, а в Санкт-Петербурге — 32,7%. Нахождение двух главных городов России в числе регионов-лидеров по доступности также не удивляет, учитывая относительно высокие зарплаты в них, отмечают эксперты.


Замыкают рейтинг главным образом северо-кавказские республики. На последней строчке расположилась Республика Ингушетия, где лишь 2,6% семей могут позволить себе приобрести новый автомобиль за миллион рублей, 84-я позиция у Чеченской Республики, где 3,1% семей доступен новый недорогой автомобиль, 83-я у Кабардино-Балкарской Республики (4,3%), 82-я и 81-я —у Республики Дагестан (4,7%) и Республики Калмыкия (4,8%). Определяющую роль в низких позициях этих регионов в рейтинге играют невысокие официальные зарплаты, поясняют составители рейтинга.


Средние по стоимости автомобили (2,6 миллиона рублей) заметно менее доступны, чем недорогие. Лишь 5,8% семей в целом по России могут приобрести такой автомобиль, согласно расчетам РИА Новости. В ЯНАО, в Магаданской области и на Чукотке приобрести средний по стоимости автомобиль могут более 20% семей, а в 10 небогатых регионах доступность составляет менее 1%.


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


       
Экономические новости
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика