Народный каршеринг в стране дураков - «Финансовые рынки»
Главный двигатель рынка, и он же топливо для этого двигателя — дураки. Вот на дураков всё в современном рынке и рассчитано. В том числе на дураков рассчитан так называемый «народный каршеринг» — когда физлица предоставляют свои личные машины в прокат другим физлицам.
Уже таксование на собственных машинах было рассчитано на дураков — обратите внимание, что в ЯТ или Убере, чтобы таксовать даже по самому дешевому тарифу, нужны весьма приличные машины свежего года. Достаточно просто посчитать падение цены такой машины за время таксования, чтобы понять — ты работаешь в минус.
Но дурак думает как — машина у меня всё равно есть, она всё равно дешевеет, так чо бы не срубить копеечку, побомбив возле вокзала. Деды таксовали — и нам завещали. Так и появляются на вторичке трехлетние машины, убитые совершенно в гогно, и толпы дураков, надеющихся и пытающихся эти автотрупы кому-то впарить.
Тем более на дураков рассчитан «народный каршеринг».
Я вам сейчас открою великую тайну нашего времени и современной экономической системы. Вы готовы? Итак:
Классический каршеринг убыточен в смысле бизнеса. И представляет из себя финансовое кидалово по типу кредитной пирамиды.
Его функционирование основано на том, что бухгалтерия списывает стоимость автомобиля с баланса равными долями в течении 10 лет. Это стандартная схема, к которой у аудиторов из какого-нибудь Прайс Ватерхауза не будет никаких вопросов.
Списывание стоимости равными долями за 10 лет — позволяет нарисовать прибыльный бизнес-план, и получить под него банковский кредит. И дальше продолжать получать кредиты под «расширение бизнеса».
Однако в реальности машина в каршеринге живет 2 года. Очень редко когда больше. При таком сроке эксплуатации она не в состоянии не то что прибыль принести, но даже тупо отбить свою себестоимость. При нынешних тарифах.
Поэтому смысл каршеринга для организаторов схемы — в том, чтобы получать банковские кредиты. Один за другим. Часть кредита просирается на погашение убытков деятельности, часть идет на выплату процентов по предыдущим кредитам (обслуживание долга), остальное распихивается организаторами по офшорным карманам, чтобы в час Х, когда эта пирамида рухнет, свалить к наворованным денежкам.
Но пока Титаник плывет, тьфу, каршеринг работает — все довольны. Банки довольны, потому что они всунули кредит в прибыльный бизнес (и международные аудиторы подтверждают — всё ОК, бизнес-план прибыльный), этот кредит обслуживается (то есть платятся проценты по кредиту). Клиенты довольны, потому что аренда машин стоит недорого, и можно куролесить как хочешь, украсть с машины аккумулятор, заменив его на дохлый, свинтить колеса и поставить лысую резину, убивать машину так, как ты никогда не будешь убивать собственную. Организаторы довольны — потому что они не собираются отдавать ТЕЛО ДОЛГА никогда. Они собираются набирать как можно больше кредитов и отмыть денег сколько получится, а потом объявить фирму банкротом и свалить в даль светлую.
Для тех, кто не понял — объясняю схему на пальцах (все цифры условные, просто для иллюстрации, и сама схема предельно упрощена, она не учитывает банковский процент и еще очень многие нюансы, но в целом описывает ядро этого «бизнеса» и то, в каком месте происходит кидалово):
Машина стоит 1 миллион рублей.
Списание ее с баланса равными долями за 10 лет — по 100 тыщ в год.
Налоги, ремонт, содержание сотрудников — еще 100 тыщ в год в расчете на машину.
Итого расходов на машину — 200 тыщ в год.
Поездка минус расходники (топливо, жидкости, резина и ты ды) приносит, в среднем, тыщу рублей «прибыли».
То есть надо сделать за год больше 200 средних поездок, чтобы машина начала приносить прибыль. Это выглядит вполне реально.
Но если машина фактически дохнет за 2 года, она обходится в год 500+100 тыщ, то есть надо уже 600 поездок, чтобы выйти в прибыль. А столько не получается. Система работает в минус. Хуже того — убитые машины даже списать с баланса нельзя, продав на металлолом, это сразу покажет убыток. Вот и стоят под Москвой и Питером целые поля убитых тачек из каршерингов, выстаивают 10-летний срок.
Так сейчас работает ЛЮБАЯ схема с прокатом, и не только в России. Все эти схемы построены на кредитной пирамиде, опирающейся на завышенные сроки эксплуатации прокатного продукта. Например, проекты шеринга велосипедов в Китае или электросамокатов в США уже отработали по такой схеме и лопнули.
Водолазы службы шерифа Портленда вытащили из реки Уилламетт 57 шеринговых электросамоката и несколько прокатных велосипедов. Среди жителей Орегона сложилась милая традиции — воровать эти средства передвижения и пытаться обменять на наркотики. В случае неудачи легко избавиться от улики, выбросив ее в воду.
Но в России надувание кредитных пирамид на прокатных стартапах еще цветет и пахнет, хотя степень нереалистичности представляемых в банки «бизнес-планов» проката очевидна любому, кто хоть немного погружается в реалии этого бизнеса.
Основатель сочинской фирмы URent Андрей Колесник признался, что его компания теряет каждый день как минимум одну единицу техники. «Бич аренды самокатов — это вейперы и пенсионеры. Первые воруют технику ради того, чтобы разобрать сменный аккумулятор на небольшие литий-ионные батареи, которые устанавливаются в вейпы. Пенсионеры просто воруют <...> увидели не пристегнутый к парковке самокат, принесли домой <...> они не думают, что его можно найти, большинство из них даже не знает, что такое GPS-трекер», — рассказал бизнесмен о мотивации воров.
Для меня в своё время было шоком узнать, что в США типичный срок службы электросамоката в прокате — 48 суток, причем это специальные особо прочные модели, которые дороже обычных китайских в разы, и это срок до списания, уже после нескольких ремонтов. Обычные коммерческие самокаты разваливаются очень быстро. Причина — отвратительная эксплуатация. На прокатных самокатах скачут по поребрикам и ступеням, носятся на убой, катаются вдвоём и так далее.
Впрочем, Почему прокат электросамокатов убыточен, мы уже обсуждали.
И вот теперь — новый развод дураков, «народный каршеринг». Идея в том, что человек сдает в прокат другим человекам свой собственный, личный автомобиль. Соответственно система, которая сводит вместе владельца машины и арендатора — получает свой процент, но ни за что не отвечает, и даже не тратит деньги на собственно автомобили. Расходники, ремонт машины, аварии — всё вешается на владельца машины и его отношения с арендатором. Это же идеальная схема — деньги за ничего, money for nothing!
Часть дохода — организатору, а все убытки и геморои — лохам. Вери гуд бизнес!
Разумеется, до этого додумались не в России — эта тема была модна в европейских городах еще лет 15-20 назад, когда и каршерингов нормальных не было, вместо них были всякие прокатные конторы дядюшки Герца с ломовым ценником. С тех пор там эта тема сдохла, а у нас, видишь, идиоты всплыли.
Источник: putc.org