Коррекция ориентира - «Новости - Энергетики» » Экономические новости.
Экономические новости. » Экономические новости » Недвижимость » Коррекция ориентира - «Новости - Энергетики»
Коррекция ориентира - «Новости - Энергетики»
В Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации состоялось экспертное обсуждение государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики». Позицию Минэнерго представил заместитель генерального директора ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России Алексей


Коррекция ориентира - «Новости - Энергетики»
В Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации состоялось экспертное обсуждение государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики». Позицию Минэнерго представил заместитель генерального директора ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России Алексей Кулапин, сообщивший собравшимся, что проект государственной программы планируется к февралю внести в правительство.

 


Госпрограмма была в целом утверждена на заседании Правительства РФ в апреле прошлого года и согласно протоколу того же заседания ее надлежало доработать в том числе с учетом мнения экспертного сообщества и уже в сентябре 2013 года вынести на повторное утверждение правительства. Надо признать, что открытое обсуждение программы активно проводилось весной и летом прошлого года, программа находилась в открытом доступе на сайте Министерства энергетики.



Что же изменилось за без малого год, как поступили с предложениями экспертного сообщества и оправданны ли оказались дополнительные три месяца доработки госпрограммы?



Прежде всего необходимо отметить положительные моменты.



Во-первых, программа действительно стала более честной. В прошлой версии, как и в других программных документах, резали глаз фантастические суммы инвестиций из так называемых «внебюджетных источников». Подобные «бюджеты» в отсутствие сколько-либо реальных механизмов привлечения средств (сейчас говорю не только об энергоэффективности) ничего, кроме раздражения, не вызывали. В прошлой версии, кстати утвержденной правительством, этих внебюджетных источников было порядка 24 трлн рублей! (Пусть и до 2020 года, но цифра совершенно фантастическая.) Теперь в программе нет ни внебюджетных средств, ни средств других бюджетов, кроме федерального. Поскольку первая – утверждаемая – часть программы как раз и содержит плановые ассигнования, то, по сути, служит прямым основанием Минфину планировать эти средства в очередном бюджете и так вплоть до 2020 года.



Второе. Министерство энергетики подчеркнуло, что программа – это живой механизм, который может корректироваться, если потребуется, и несколько раз в год. Это действительно делает программу более «живой» и открытой для актуализации, что хоть слегка отнимает статус «вылитой в граните», зато оставляет надежду, что она будет идти в ногу со временем.



Третьим положительным фактором является снижение количества контрольных показателей программы: оно снизилось с 54 до 38. Хотя на самом деле этот факт можно отнести к малосущественным.



В госпрограмме сделаны попытки в описательной части перечислить набор мероприятий, которые Мин­энерго, возможно, будет использовать для достижения тех самых контрольных показателей по основным разделам (подпрограмма).



Далее о новеллах программы, которые приводят к размышлениям, вопросам, некоторые из которых, к сожалению, не нашли отражения в документе, хотя и высказывались ранее.
Из общих мыслей. Причинно-следственная связь, обычно характерная для бизнес-логики: стратегия – план-график ее реализации – бюджет реализации, – в данном документе прослеживается слабо.



По факту долгосрочная энергостратегия (сейчас рассматривается новая редакция до 2035 года) Минэнерго слабо связана с набором предлагаемых мероприятий и ресурсами. Указанные в программе федеральные источники, очевидно, не обеспечат реализацию этих мероприятий.



Ключевые развилки и идеи на злобу дня не нашли отражения в программе: рынок тепла, энергосервис, изменения в ДПМ, оптимизация инвестпрограмм сетевых монополий, плата за резерв электрической мощности, споры о ВИЭ и условия замещения вынужденной генерации в данном документе пока не присутствуют. Что-то можно списать на «живой организм», на то, что многое еще находится в стадии обсуждения… Но может быть, тогда не стоило торопиться с госпрограммой или по крайней мере называть рассматриваемый документ не так громко?



В программе есть некоторые исключения из вышесказанного, например, отражен набор мероприятий и предлагается к утверждению финансирование по компенсации субъектам Федерации ликвидации механизма «последней мили». Однако, как и с большинством других ассигнований программы, это, по сути, отражение уже принятых решений, утвержденных нормативными актами, а также желание пролонгации некоторых из них до 2020 года, ну а в целом пока ничего нового.



Более подробно следует остановиться на подпрограмме «Энергоэффективность», по которой преду­смотрены наибольшие ассигнования (почти 70%). Основные ассигнования (по статье) – пролонгация бюджетных субсидий регионам около 6 млрд в год, НИРы Минэнерго в размере около 600 млн рублей в год (содержание которых в программе не уточняется), ассигнование на ГИС «Энергоэффективность» и образовательные программы, прочее.



При анализе документа возникает ощущение, что данная программа и утверждаемая часть, кроме всего прочего, направлены на упрочение пошатнувшейся в последнее время финансовой стабильности Российского энергетического агентства (РЭА) за счет «поддержки» контрактами на ведение ГИС и иными ассигнованиями. ГИС «Энергоэффективность» (до сих пор без нормативной базы, обеспечивающей приток средств в энергоэффективность, полезности для бизнеса и для процесса в целом не представляет) – это порядка 190 млн рублей в год (ОМ 1.4). Далее образовательные мероприятия по энергоэффективности (ОМ 1.5) – более 200 млн рублей в год: вот уже три года РЭА обучает бюджетников реализовывать энергосервисные контракты (более 12 тыс. человек в год, согласно отчетам), однако, понятное дело, экономии энергии от этого не возникает, причина – та же, что указана и у ГИС «Энергоэффективность». Ну и еще НИРы в среднем на 600 млн рублей в год, назначение которых в программе не указано, а присутствовавший на экспертном обсуждении заместитель директора департамента энергоэффективности Минэнерго Павел Пупасов не смог дать пояснения по их целевому назначению. Вероятно, большинство названных ассигнований все-таки будет направлено на содержание Российского энергетического агентства.



В подпрограмме «Энергосбережение» приведен ряд мероприятий, таких как торговля квотами СО2, выпуск белых сертификатов, заключение целевых соглашений с индустриальными потребителями. При этом совершенно не предусмотрено никакого финансирования. Очевидно, что вышеуказанные механизмы не будут работать только с помощью административных мер, и Минэнерго признает, что под них требуется дополнительное финансирование, но его, видимо, будут пытаться вносить в «живую» программу позже. Пару строк следует посвятить субсидиям региональным бюджетам, принципы распределения которых вот уже на протяжении трех лет, несмотря на имеющуюся методику, остаются во многом субъективными и непрозрачными. В отсутствие перспектив от Минфина Министерству энергетики предлагается идея по стимулированию – направлять все средства региональных субсидий на компенсацию процентов за кредит по реализуемым инвесторами энергоэффективным мероприятиям в бюджетной и коммунальной сферах. Проводить конкурс проектов по их эффективности для конечного бенефициара – государства – в случае дефицита выделяемых субсидий.



Важны, конечно, принципы распределения субсидий, но они, как и многое, – «живой организм» и находятся в стадии обсуждения. Главной новостью для многих присутствующих стало то, что среди наиболее значимых контрольных показателей «сокращение энергоемкости ВВП к 2020 году» согласно программе составляет не 40%, как утверждено президентом, а только 13,5%. Содержательно трудно не согласиться, что 40-процентного снижения достичь не удастся. Но почему 13,5%, а не, например, 30% и где все же еще 26,5%? Со слов Минэнерго, «13,5% – это не отказ от 40-процентного снижения, задачи по уровню, поставленные законом, остаются, но 26,5% – это некие структурные факторы, связанные с тарифообразованием и т.п., и они находятся вне пределов влияния Министерства энергетики».



В ходе обсуждения не удалось прояснить, какие это конкретно факторы, кто и в каком объеме за них отвечает. Тут можно сказать совершенно определенно: Минэнерго снимает с себя задачу 40-процентного снижения, никто другой из федеральных ОИВ разницу в 26,5% на себя не принимает. Вот это уже важный сдвиг «энергосберегающей парадигмы». Значимых новых вводов и даже масштабных реконструкций тепловых электростанций после завершения ДПМ до 2020 года не предвидится. Неясно, что будет с выводом старых неэффективных мощностей, работающих в вынужденном режиме. Нет ответа, какие вводы будут по малой генерации, гидро- и атому. По ВИЭ объем можно просчитать как указанный процент от общей мощности, однако непонятно, что это будет – пролонгация Постановления № 449 или прирост розничного рынка ВИЭ в изолированных энергоузлах. Главный вопрос по ВИЭ – сколько еще потребители через шитые белыми нитками механизмы стимулирования ВИЭ будут «спасать нерядовых АБЧ и ВВФ»?



Было немало других требующих более глубокой проработки и актуализации вопросов и в части электросетевого комплекса, таких как процесс оптимизации инвестиционных программ сетевых компаний с их широким экспертным обсуждением, введение платы за резерв мощности, перенос нагрузки по технологическому присоединению на конечных бенефициаров, исключение энергоэффективных мероприятий из базы RAB, глубокое изучение и подтверждение «бумажных ограничений» по закрытым центрам питания, оценка экономической целесообразности использования оборудования с учетом стоимости, эксплуатационных характеристик и жизненного цикла и многое другое.

В общем, обсуждение было полезным – по крайней мере Минэнерго сказало, что оно так думает. Будем наблюдать за развитием «живого организма» программы и надеяться, что постепенно она будет становиться более актуальной и реалистичной.


 


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


       
Экономические новости
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика